http://www.fotoadvice.ru/
Главная - Практика фотографии - Экспонометрия - Расчет экспозиции при съемке с близкого расстояния

Расчет экспозиции при съемке с близкого расстояния

Расчет экспозиции при съемке с близкого расстояния

Расчет экспозиции при съемке с близкого расстояния имеет особенности. Суть проблемы в том, что при фиксированной выдержке количество света, попадающего на матрицу фотокамеры, задается изменением диафрагмы. Помимо всего прочего, сама оптическая система объектива также частично отражает и поглощает проходящий сквозь нее свет. В результате сенсора фотокамеры достигает только часть светового потока.

 

В некоторых случаях потери света могут возрасти из-за выдвижения объектива при фокусировке. Снимая далеко расположенные объекты, подвижная система объектива камеры находится на постоянном фокусном расстоянии от сенсора.

Наводясь на резкость, подвижная система линз объектива перемещается вперед или назад, но это передвижение незначительно, если проводить сравнение с фокусным расстоянием самого объектива.

расчет экспозиции

Рисурок 1. Для съемки в масштабе 1:1 подвижную часть объектива фотокамеры с фокусным расстоянием 50 мм следует отодвинуть на 100 мм от плоскости пленки.

Настраивая на резкость объектив, имеющий фокусное расстояние в 50 мм, на дистанцию от одного до десяти метров, фотограф смещает его подвижную часть на несколько миллиметров.

При наводке на бесконечность подвижная часть объектива будет расположена на расстоянии 50 мм от плоскости светочувствительной матрицы фотокамеры, при условии, что его фокусное расстояние равно 50 мм.

Для наводки этого же объектива на объект, расположенный на расстоянии полуметра от фотокамеры, придется выдвинуть его подвижную часть вперед примерно на 6,4 мм от положения бесконечности.

Если же объект расположен очень близко к фотокамере, то подвижную часть придется выдвигать на значительное расстояние в сравнении с его фокусным расстоянием.

Световые лучи, выходя из объектива, расходятся пучком и поэтому чем дальше плоскость матрицы находится от подвижной системы линз объектива, тем больше площадь сечения светового пучка, и соответственно, меньшее количество света попадет на единицу площади.

Получается, что экспозиция находится в зависимости от того, как сильно может выдвигаться подвижная часть объектива фотокамеры. При обычной съемке выдвижение подвижной части объектива мало в сравнении с фокусным расстоянием. Переход от бесконечности до 50 см для стандартного объектива соответствует выдвижению подвижной части примерно на 13% фокусного расстояния.

Но чем ближе расположен объект съемки, тем дальше приходится выдвигать подвижную часть объектива. Фокусировка на 10 см уже обуславливает расположение подвижной части объектива на расстоянии 100 мм от матрицы фотокамеры, т. е. дополнительное выдвижение составляет 100% от фокусного расстояния.

В результате проигрыш в свете будет находиться в обратной пропорциональности квадрату расстояния от объектива до матрицы. Допустим, что при увеличении этого расстояния от 50 до 56 мм, освещенность матрицы уменьшается в соотношении (50:56)2=1:1,25.

Уменьшение света из-за потерей в оптической системе составляет около 25%, что не очень существенно. Поэтому при наводке на разные расстояния в пределах проградуированной шкалы объектива отпадает необходимость ввода поправок в значения рассчитанной экспозиции.

Режим макро и расчет экспозиции

Совсем по-другому обстоит дело при съемке макрообъектов. Макро объективы позволяют снимать с близкого расстояния в масштабе 1/3 от натуральной величины. Подвижная система объектива, имеющего фокусное расстояние 100 мм, при такой съемке дополнительно выдвигается на 33 мм, что приводит к потере более 40% света.

расчет экспозиции

Рисунок 2. Если значение экспозиции соответствует диафрагме 8, то при переключении в режим макро диафрагму следует установить 5,6.

Поправка к расчетной экспозиции составит уже почти одну ступень и с этим приходится считаться.

В случае настоящей макросъемки с применением удлинительных колец эффект от выдвижения подвижной части объектива будет еще сильнее. Например, при съемке в натуральную величину дополнительное выдвижение окажется равным фокусному расстоянию объектива.

Это приведет к тому, что проходимое светом до матрицы расстояние возрастет в 2 раза (100 мм вместо 50 мм). Проигрыш в освещенности будет (50:100)2=1:4. Следовательно, экспозицию необходимо увеличить в 4 раза от расчетной.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


 


Получите подарок от меня!

 

Получить подарок

 

Получить подарок

 

Получить подарок