http://www.fotoadvice.ru/
Главная - Практика фотографии - Макросъемка - Макросъемка и глубина резкости объектива

Макросъемка и глубина резкости объектива

Глубина резкости объектива в макрофотографии

Глубина резкости объектива и степень увеличения в макрофотографии взаимосвязаны: с ростом увеличения наблюдается падение глубины резкости. При небольших числах диафрагмы глубина резкости очень большая, при отрытой диафрагме – уменьшается.

 

Степень увеличения является более важным фактором, который задает зону резкости. Чисто теоретически в фокусе может находиться только часть деталей – только те из них, которые расположены строго в плоскости фокуса. Однако вне этой плоскости находится зона частичной резкости. Так как падение резкости плавное, то часть этой зоны вполне возможно будет выглядеть достаточно четкой. Размер этой части как раз и будет составлять глубину резкости объектива.

Что такое глубина резкости?

Среди фотографов ходит миф, в соответствии с которым объективы с длинным фокусом дают меньшую глубину резкости, в отличие от стандартных и широкоугольных. На практике дело обстоит иначе, потому что на размер зоны резкости оказывает влияние одновременно несколько факторов:

  1. значение диафрагмы;
  2. фокусное расстояние объектива;
  3. степень увеличения;
  4. расстояние до объекта.

Если увеличение и диафрагма являются постоянным значением, то глубина резкости объектива также будет постоянной. Если фотограф ведет съемку в масштабе один к одному при помощи макрообъектива с фокусным расстоянием 50 мм и при помощи макрообъектива с фокусным расстоянием 200 мм, то в обоих вариантах он будет получать абсолютно одинаковое значение глубины резкости.

глубина резкости объектива

Рисунок 1. Анакамптис пирамидальный (фото Роберта Томпсона). Эта серия снимков показывает как выбор диафрагмы влияет на резкость снимка, а также на передачу заднего плана. Чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости, что позволяет держать в фокусе большую часть переднего и заднего плана. Снимок слева сделан при диафрагме f/4, по центру - f/16, справа - f/22.

В практике традиционной фотографии глубина резкости измеряется в метрах, так как объекты, которые интересуют фотографа, расположены на существенном расстоянии. К примеру, фотографируя объект с расстояния 5 м и выставляя диафрагму f/22, получаем очень большую глубину резкости снимка. Даже ряд ошибок в фокусировке не окажет существенного влияния на качество снимка, так как закрытая диафрагма обеспечит резкость всех планов композиции.

Совершенно иная ситуация наблюдается в макрофотографии. Если объект снять на расстоянии 50 см, то дистанция между ним и объективом существенно сократиться – глубина резкости на этот раз будет измеряться в миллиметрах, даже при диафрагме f/22. Любое малейшее перемещение фотокамеры или фокусировочного кольца в данной ситуации будет катастрофично.

При работе со среднеформатной техникой глубина резкости объектива уменьшается еще сильнее, так как большая площадь кадра позволяет вести съемку с большим увеличением. В большинстве случаев среднеформатная оптика способна скомпенсировать данный эффект, благодаря расширенному диапазону малых значений диафрагмы. Существует два основных способа, позволяющих увеличить глубину резкости: закрыть диафрагму или проводить съемку в меньшем масштабе.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


 


Получите подарок от меня!

 

Получить подарок

 

Получить подарок

 

Получить подарок