http://www.fotoadvice.ru/
Главная - Практика фотографии - Съемка пейзажа - Наводка на резкость в пейзажной фотографии

Наводка на резкость в пейзажной фотографии

Наводка на резкость в пейзажной фотографии

Наводка на резкость в пейзажном снимке при правильном подходе может значительно улучшить его качество, а вот ошибки в наводке резкости способны полностью испортить снимок.

 

Управляя резкостью можно добиться такого эффекта, что все объекты на снимке, начиная от переднего плана и заканчивая самым последним, будут находиться в зоне резко изображенного пространства. Это наиболее типичный подход в пейзажной фотографии.

Но есть и другие варианты:

 

  1. можно выделить основной объект на нерезком фоне;
  2. можно использовать контраст между расфокусированным передним планом и резким фоном.

 

Этот эффект резкости зависит в первую очередь от того, как фотограф применяет фокусировку и диафрагму, а также от технических параметров объектива и матрицы фотоаппарата.

Правила наводки на резкость

Наводка на резкость подчинена следующему правилу:

чем ближе к объективу расположен объект съемки, тем больше должно быть расстояние между объективом и светочувствительной матрицей фотоаппарата; чем дальше объект от объектива, тем это расстояние меньше.

Когда расстояние между объективом и матрицей равно фокусному расстоянию, то объектив сфокусирован на удаленные объекты – на бесконечность. Для стандартного объектива это соответствует расстоянию более 10 метров.

Наводка на резкость технически производится путем перемещения либо всего объектива, либо отдельных его внутренних частей. В любом случае фотограф вращает фокусировочное кольцо объектива и следит за результатом через видоискатель (если фотокамера зеркальная).

В большинстве моделей объективов имеются сервоприводы системы автофокусировки, которые позволяют автоматически наводить объектив на объект. Это значительно упрощает процесс съемки, но в ряде случаев может быть помехой в реализации задуманного решения при съемке того или иного пейзажа.

наводка на резкость

Рисунок 1. Шкала глубины резко изображенного пространства и шкала диафрагм объектива

Как правило, границы пространства, находящегося в фокусе для каждого положения наводки на резкость, задаются глубиной резко изображенного пространства. К примеру, если сфокусировать объектив на точку, которая будет удалена на 3 метра, то все, что расположено на расстоянии от 2 до 8 метров будет довольно резким.

Эта 6 метровая область и есть глубина резко изображаемого пространства. Она зависит от четырех факторов:

 

  1. отверстия диафрагмы;
  2. расстояния до предмета;
  3. фокусного расстояния объектива;
  4. кроп-фактора фотокамеры.

 

Следует запомнить следующее правило:

чем больше диафрагма, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.

Возьмем, к примеру, 50-мм объектив и сфокусируем его на расстояние 4 метра. Глубина резко изображаемого пространства при значении диафрагмы равеном 16 будет от 2 метров до бесконечности; при значении диафрагмы равном 8 – от 2,5 до 7,5 метра; при значении диафрагмы равном 2,8 она будет охватывать не более нескольких сантиметров от точки, на которую сфокусирован объектив.

Следующее правило, которое также следует запомнить:

чем дальше от фотокамеры объект, тем больше глубина резко изображаемого пространства.

Рассмотрим это на примере. Снова возьмем 50-мм объектив и сфокусируем его на расстояние 1,5 метра при значении диафрагмы равном 5,6. В этом случае глубина резко изображаемого пространства будет находиться в пределах от 1,3 до 1,75 метров, т. е. всего 45 см!

Оставим все параметры объектива такими же, кроме расстояния, на которое он будет сфокусирован. При фокусировке на расстояние 10 метров, глубина резко изображаемого пространства будет от 5 метров и до бесконечности!

наводка на резкость

Рисунок 1. Схема образования глубины резкости пространства

На большинстве объективов находится шкала глубины резко изображаемого пространства, по которой можно определить, какая часть композиции находится в фокусе при различных параметрах диафрагмы.

Еще одно правило:

чем больше фокусное расстояние, тем меньше кажущаяся глубина резко изображаемого пространства.

Здесь понятие «кажущаяся» введено потому, что глубина резко изображаемого пространства не целиком зависит от фокусного расстояния объектива. Разберемся с этим подробнее. Снимая длиннофокусным объективом удаленный объект, глубина резко изображаемого пространства будет меньше, чем при съемке того же объекта с той же самой точки, но с применением объектива, имеющего более широкий угол охвата.

Если поменять точку съемки так, чтобы этот же объект попал в кадр с помощью широкоугольного объектива, то так как расстояние между фотокамерой и объектом уменьшилось, будет означать, что глубина резко изображаемого пространства также уменьшилась.

Очевидно также, что чем больше фокусное расстояние, тем больше открытие диафрагмы. К примеру, диаметр отверстия при диафрагме 8 у объектива с фокусным расстоянием 200 мм в четыре раза больше, чем при той же диафрагме у объектива с фокусным расстоянием 50 мм.

Отсюда можно сделать вывод, что в действительности глубина резко изображаемого пространства при съемке объективом с длинным фокусом будет меньше.

Как пользоваться шкалой глубины резкости?

Шкала глубины резкости представляет ряд значений диафрагмы, которые симметрично нанесены по обе стороны установочного индекса точной наводки на резкость.

При пользовании шкалой объектив наводят на резкость обычным способом, и затем для выбранного значения диафрагмы, по шкале расстояний определяют границы резко изображаемого пространства.

Гиперфокальное расстояние и наводка на резкость

При фокусировке объектива на бесконечность глубина резко изображаемого пространства при заданной диафрагме будет равна расстоянию от бесконечно удаленной точки до некоторой точки перед фотокамерой.

Расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность называется гиперфокальным расстоянием данного объектива при установленной диафрагме.

Таким образом, если зафиксировать значение диафрагмы и сфокусировать объектив на его гиперфокальное расстояние, то все предметы, от расстояния, равного половине гиперфокального, до бесконечности, будут в фокусе.

Предположим, что объектив с фокусным расстоянием 50 мм установлен на бесконечность при диафрагме 16. По шкале глубины резко изображаемого пространства мы видим, что объекты на расстоянии 5 метров и далее будут в фокусе.

Теперь сфокусируем объектив на расстояние 5 метров и по шкале определим, что передняя граница резко изображаемого пространства будет уже на расстоянии 2,5 метров, а задняя – на бесконечности.

Есть более простой способ определения гиперфокального расстояние по шкале глубины резкости. Вначале устанавливают диафрагму, а затем совмещают символ бесконечности с числом на шкале глубины резкости, которое соответствует выбранному значению диафрагмы, а не с установочным индексом.

Снимая пейзажи, фотограф постоянно имеет дело с объективами, которые находятся в бесконечности, и приходится много времени тратить на достижение резкого изображения объектов в кадре на переднем плане. Чтобы при съемке максимально сократить время, навык установки гиперфокального расстояния следует отработать до автоматизма.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

 

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


 


Получите подарок от меня!

 

Получить подарок

 

Получить подарок

 

Получить подарок