http://www.fotoadvice.ru/
Главная - Практика фотографии - Съемка пейзажа - Особенности освещения в пейзажной фотографии

Особенности освещения в пейзажной фотографии

Освещение в пейзаже и его особенности

Освещение в пейзаже играет важную роль для получения качественных снимков. Сам термин «фотография» происходит от двух греческих слов фотос (свет) и графа (пишу), что означает светопись. На заре появления фотографии ее даже называли светописью.

Многие начинающие фотографы воспринимают свет как нечто само собой разумеющееся. В итоге у них получаются обычные любительские снимки. О качественности таких снимков говорить уже не приходится. Поэтому если вы хотите действительно делать качественные снимки, то придется научиться определять разные виды освещения и предвидеть каким образом каждый вид освещения влияет на передачу фотографируемого объекта.

Отличительной чертой пейзажной съемки является то, что фотограф не может повлиять на характер освещения объекта как, например, в портретной съемке или натюрморте. Поэтому выбор освещения зачастую сводится к выбору нужного момента или времени суток для съемки объекта.

Основные характеристики освещения в пейзаже

Для начала необходимо определиться со значением двух важных терминов: освещенность и контраст.

Освещенность – это распределение света в пространстве.

Она меняется на протяжении дня, достигая максимальной величины в полдень и минимальной перед заходом солнца и после него. И вполне естественно, что самая низкая освещенность ночью. Влияние освещенности на снимок не такое большое, так как ее можно компенсировать за счет увеличения выдержки. Но факторы, определяющие освещенность уже влияют на контраст, и соответственно на сам характер получаемого изображения.

Говоря бытовым языком

контраст – это разница между самым ярким и самым темным участком фотографируемого объекта. Когда эта разница получается большой, то снимок становится высококонтрастным и наоборот.

Контраст зависит от ряда факторов. Большое влияние на него оказывает облачность и отражательная способность поверхностей фотографируемого ландшафта. Обширные плоские пространства суши или окруженные водой дают, как правило, контраст ниже среднего уровня.

Направление света также влияет на контраст. Контровое освещение создает высокий контраст, так как создает широкий диапазон тонов, как по свету, так и по теням. Аналогичное воздействие оказывает и боковое освещение, но несколько в меньшей степени.

освещение в пейзаже

Снимок 1. Контрастный снимок пейзажа, сделанный при боковом освещении.

Цвет объекта съемки также влияет на контраст сюжета. Если оттенки объектов находятся на противоположных концах светового спектра, то контраст при равномерном освещении кажется более высоким, чем на самом деле. Если цвета объектов имеют близкие оттенки, то контраст кажется меньшим.

Качество освещения в пейзаже

Освещение в пейзаже, как правило, происходит от одного источника – солнца. Свет от него может быть рассеян облаками, отразиться от различных объектов (дома, деревья, вода), окрашиваться атмосферой в зависимости от времени суток.

Чтобы понимать влияние солнечного света на снимаемый пейзаж, представим солнце как источник света, расположенный в студии. Когда в качестве источника света выступает небольшой рефлектор, то от него образуются яркие пятна света и тени, имеющие резкие края, которые имеют темные участки по краям.

Если свет направить от широкого рефлектора или пропустить через рассеиватель, то можно наблюдать три явления:

 

  1. источник света увеличивается;
  2. падает освещенность;
  3. уменьшается контраст.

 

В этом случае объекты освещаются более равномерно, тени более мягкие и разница в освещенности между различными участками изображения становится меньше.

Аналогичное явление наблюдается и в естественных условиях. Когда небо без облаков, то яркое солнце можно сравнить со студийным прожектором. По сравнению с окружающим пространством размер солнца мал, но его яркость высока и направленный от него свет режет глаза.

В итоге сюжет превращается в набор ярко освещенных пятен и очень глухих теней. Если солнце находится за облаками, то они выполняют роль рассеивателя перед прожектором в студии. Облака уже выступают сам как источник света.

освещение в пейзаже

Снимок 2. Пейзажный снимок при рассеянном свете.

Соответственно, общая освещенность снижается, контраст падает и тени становятся более мягкими. Когда очень плотная облачность, уходящая за горизонт, то все небо становится источником света. Снимки, сделанные в этих условиях, имеют крайне низкий контраст и не имеют теней.

Естественный свет может не только рассеиваться, но и отражаться, что приводит к тем же результатам. Небо само по себе является отражателем, а его цвет объясняется отражением солнечных лучей от взвешенных в воздухе частичек пыли и влаги.

Это хорошо становится заметно на снимках, если их снимать из тени. Голубоватый оттенок можно убрать, применив светофильтры при съемке или при последующей обработке отснятых изображений в LightRoom.

освещение в пейзаже

Снимок 3. Пейзаж, снятый при мягком вечернем освещении.

Виды освещения в пейзаже

Вполне естественно, что между самым контрастным и самым мягким освещением существуют промежуточные состояния, которые определяются степенью рассеяния и отражения света. Для упрощения описания процессов рассмотрим три вида освещения и их влияние на снимаемый объект.

 

  1. Контрастное освещение идеально для выделения фрагмента сюжета на фоне других, более затемненных фрагментов. В первую очередь к нему относится боковое освещение. При нем следует использовать тени как обязательный элемент композиции. Кроме того, падающие лучи солнца под определенным углом можно использовать для выявления фактуры снимаемого объекта. Цвета при таком освещении воспринимаются максимально насыщенными.
  2. Полумягкое освещение более подходящее для пейзажной съемки. Оно дает фотографу больше возможностей для изменения направления света при достаточном уровне теней и для подчеркивания фактуры и объемов объекта. Сами тени при таком освещении получаются менее резкими, что снижает различия между светлыми и темными участками, а это положительно влияет на общую тональность. Цвета воспринимаются слегка разбавленными.
  3. Мягкое освещение еще сильнее ослабляет контраст и смягчает цветовые тона, делая их пастельными. Очень важно при таком освещении направление светового потока. Если он направлен спереди, то выявляется гораздо больше деталей. Съемка пейзажа при сплошной облачности редко используется, за исключением, когда фотограф намеренно хочет получить снимок в темной тональности.

 

Таким образом, освещение в пейзаже определяет то, насколько удачно фотограф сможет передать состояние окружающего пространства на своих снимках. Формировать навыки выбора подходящего момента для съемки пейзажа фотографу следует на протяжении всей своей творческой деятельности.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

 

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


 


Получите подарок от меня!

 

Получить подарок

 

Получить подарок

 

Получить подарок