Как правильно настроить экспозицию при съемке пейзажа?

kak pravilno nastroit ekspoziciju pri semke pejzazha Экспонометрия

Как правильно настроить экспозицию пейзажа? Пейзажная фотография наиболее доступный вид занятия для начинающего фотографа. Это связано не только с тем, что в России огромное количество прекрасных мест для съемки, но и с тем, что для проведения такого рода съемок требуется минимальный набор фотоаппаратуры.

Данный вопрос рассмотрим на типичном практическом примере. Допустим, мы имеем следующий сюжет, который необходимо запечатлеть: участок осеннего леса, сквозь редкую пожелтевшую листву прорываются мощные потоки солнечных лучей. В осеннем воздухе эти потоки резко очерчены. Хорошее общее освещение. Рассмотрим, что необходимо сделать фотографу, чтобы получить качественный снимок.

002 43

Рисунок 1. Солнечное освещение в лесу.

В первую очередь нужно определиться с основным сюжетом снимка, выделить второстепенные объекты. Пусть в центре внимания снимка должны оказаться солнечные лучи, пробивающиеся сквозь осеннюю листву, а сами деревья и земля вокруг них будут служить фоном.

В среднем сюжет должен сводиться к серому тону, и общий замер по яркости позволит получить вполне приемлемое значение экспозиции. В итоге, на снимке получим прекрасно проработанные деревья, землю и окружение. Однако при этом листья деревьев окажутся чрезмерно яркими, а солнечные лучи совершенно белыми и будут сливаться не только с собой, но и с фоном.

Между тем, рассматриваемый сюжет имеет прекрасный контраст между лучами и общей тональностью листвы. Участки, куда не попадают лучи солнца, кажутся более темными.

Чтобы передать такое состояние на снимке необходимо усилить его контрастность. Нам важно подчеркнуть потоки света сквозь листву и сами листья, а значит прорабатывать стволы деревьев и траву нет необходимости.

Нам важно показать сюжет таким, каким видит его глаз, если не присматривается к деталям. Адаптированный глаз относит деревья к четвертой или пятой зонам шкалы, но на самом деле вполне достаточно третей или даже второй зоны.

Провести оценку тона солнечных лучей и листвы достаточно сложно, но можно заранее определиться с их тональностью на снимке. Вполне допустимо передать тональность листьев на снимке в районе седьмой зоны, а световых потоков не далее девятой зоны.

Таким образом, весь диапазон тонов, подлежащий передаче на снимке, составляет шесть или семь ступеней, что находится в требуемых пределах.

Как правильно замерять экспозицию

Следующее, что необходимо сделать фотографу – провести замеры яркости ствола дерева с максимально близкого расстояния, а затем замер яркости неба сквозь листву деревьев. Это позволит оценить яркость потоков света в кадре.

Если разность полученных значений не более шести или семи ступеней, то высоки шансы получить хороший результат, сдвинув тональность деревьев на уже выбранную ступень.

Замер ствола даст экспозицию, при которой он будет передаваться на уровне шестой зоны, а нам необходимо получить вторую или третью. Значит нужно уменьшить полученное значение на три или четыре ступени.

В результате остальные тональности также уйдут вниз. Световые потоки и листва окажутся не передержанными и в них сохраняться все детали. В просветах листвы небо окажется слишком светлым, но это не существенно, как впрочем и то, что глубокие тени станут совершенно темными.

В результате на снимке четко проявится игра света с тенью деревьев. Он будет содержать намного больше глубины и тепла. Таким образом, мы разобрали с вами вопрос как настроить экспозицию пейзажного снимка на наглядном примере.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий