Глубина резкости объектива в макрофотографии

glubina rezkosti obektiva v makrofotografii Макросъёмка

Глубина резкости объектива и степень увеличения в макрофотографии взаимосвязаны: с ростом увеличения наблюдается падение глубины резкости. При небольших числах диафрагмы глубина резкости очень большая, при отрытой диафрагме – уменьшается.

Степень увеличения является более важным фактором, который задает зону резкости. Чисто теоретически в фокусе может находиться только часть деталей – только те из них, которые расположены строго в плоскости фокуса. Однако вне этой плоскости находится зона частичной резкости. Так как падение резкости плавное, то часть этой зоны вполне возможно будет выглядеть достаточно четкой. Размер этой части как раз и будет составлять глубину резкости объектива.

Что такое глубина резкости?

Среди фотографов ходит миф, в соответствии с которым объективы с длинным фокусом дают меньшую глубину резкости, в отличие от стандартных и широкоугольных. На практике дело обстоит иначе, потому что на размер зоны резкости оказывает влияние одновременно несколько факторов:

Если увеличение и диафрагма являются постоянным значением, то глубина резкости объектива также будет постоянной. Если фотограф ведет съемку в масштабе один к одному при помощи макрообъектива с фокусным расстоянием 50 мм и при помощи макрообъектива с фокусным расстоянием 200 мм, то в обоих вариантах он будет получать абсолютно одинаковое значение глубины резкости.

001 95

Рисунок 1. Анакамптис пирамидальный (фото Роберта Томпсона). Эта серия снимков показывает как выбор диафрагмы влияет на резкость снимка, а также на передачу заднего плана. Чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости, что позволяет держать в фокусе большую часть переднего и заднего плана. Снимок слева сделан при диафрагме f/4, по центру — f/16, справа — f/22.

В практике традиционной фотографии глубина резкости измеряется в метрах, так как объекты, которые интересуют фотографа, расположены на существенном расстоянии. К примеру, фотографируя объект с расстояния 5 м и выставляя диафрагму f/22, получаем очень большую глубину резкости снимка. Даже ряд ошибок в фокусировке не окажет существенного влияния на качество снимка, так как закрытая диафрагма обеспечит резкость всех планов композиции.

Совершенно иная ситуация наблюдается в макрофотографии. Если объект снять на расстоянии 50 см, то дистанция между ним и объективом существенно сократиться – глубина резкости на этот раз будет измеряться в миллиметрах, даже при диафрагме f/22. Любое малейшее перемещение фотокамеры или фокусировочного кольца в данной ситуации будет катастрофично.

При работе со среднеформатной техникой глубина резкости объектива уменьшается еще сильнее, так как большая площадь кадра позволяет вести съемку с большим увеличением. В большинстве случаев среднеформатная оптика способна скомпенсировать данный эффект, благодаря расширенному диапазону малых значений диафрагмы. Существует два основных способа, позволяющих увеличить глубину резкости: закрыть диафрагму или проводить съемку в меньшем масштабе.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий