Ошибки в композиции начинающих фотографов

oshibki v kompozicii nachinajushhih fotografov Композиция в фотографии

Почему начинающие фотографы делают ошибки в композиции кадра? С одной стороны, казалось бы, недостаточно опыта. С другой – несоблюдение законов композиции из-за простого незнания или непонимания их. Изучив фотоаппаратуру, технику съемки, разобравшись с программами обработки фотографий, фотограф вроде как приобретает необходимые знания и умеет делать фотоснимки.

Ошибки композиции снимков и их причины

Однако сделанные фотографом работы показывают, что полученных знаний достаточно для получения технически грамотных снимков, а они содержат неинтересные изобразительные результаты. Снимки не привлекают внимание зрителя, они скучны и невыразительны. В чем причина такого явления? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Посмотрите на снимки натюрморта, пейзажа, портрета и репортажного снимка ниже. С технической точки зрения они выполнены вполне неплохо: наблюдается резкость, правильно задана экспозиция, грамотно отпечатаны. Но при этом данные снимки нельзя ни как назвать хорошо получившимися.

001 15

Снимок 1. Ошибки композиции натюрморта

002 8
002 8

Снимок 2. Ошибки композиции пейзажного снимка

003 5

Снимок 3. Ошибки композиции в портрете

004

Снимок 4. Ошибки композиции в репортажном снимке

Представленные снимки производят впечатление случайных кадров, где совершенно не прослеживается работа фотографа. Более того, совершенно не раскрыта тема для зрителя и это одна из ошибок композиции. Посмотрите на снимок 4 и скажите, что изображено на нем? Для ответа на этот простой вопрос вам придется довольно долго и пристально его рассматривать.

Чтобы понять более полно суть проблемы взгляните на серию снимков ниже, родственных им по сюжету. Становится очевидным, что знание техники фотографии не гарантирует получения выразительного, яркого и запоминающегося снимка.

005 6

Снимок 5. Натюрморт

006 4

Снимок 6. Молодая тайга

007 1

Снимок 7. Портрет рыбака

008
008

Снимок 8. На ринге

Почему так сильно отличаются снимки 5, 6, 7 и 8 от снимков 1, 2, 3 и 4? В чем секрет и причины выразительности этих фотографий?

Рассмотрим снимок 1. На нем все предметы натюрморта расположены вдоль горизонтальной оси кадра. Они все совершенно равнозначны и поэтому зритель не может сосредоточить внимание на какой-то одной детали снимка. Взгляд зрителя равнодушно блуждает по снимку не останавливаясь ни на каком элементе, а сама картина не привлекает его внимание и поэтому не оставляет ни каких впечатлений от увиденного.

Все объекты сосредоточены в центре кадра, а сверху и снизу остались свободные пространства, которые не заняты и легко могут быть удалены в результате кадрирования, которое ни как не повлияет на содержание снимка. В этом заключается еще одна ошибка композиции.

Проведем анализ снимка 5. Здесь плоскость кадра использована гораздо лучше. Предметы гармонично распределены в кадре, причем сразу привлекают внимание те предметы, которые попадают в световое пятно от лампы. И, несмотря на гораздо меньшее количество предметов по сравнению со снимком 1, выбранная тема раскрыта гораздо убедительнее благодаря акцентированию на основных предметах натюрморта.

На снимке 5 нет свободных и незаполненных пространств, которые легко можно исключить кадрированием.

Теперь рассмотрим снимок 2. Как построен данный кадр? Ответить на этот вопрос сложно, так как материал распределен в рамках кадра хаотично. А как выбраны границы кадра? Глядя на снимок создается ощущение, что фотограф вообще не задумывался об этом. И это хорошо становится видно, если смещать к центру или от него верхнюю правую или левую сторону прямоугольника кадра.

Данную операцию не проделать со снимком 6. Здесь границы кадра заданы так, что каждая из них обусловлена включенным в снимок элементом объекта съемки. И границы кадра невозможно сдвинуть, чтобы не вышел из поля зрения один из этих элементов, что приведет к ухудшению снимка.

В портретном снимке 3 нет нужной направленности композиции. Девушка помещена точно в центр кадра, из-за чего справа появилось свободное пространство, а взгляд девушки упирается в левую границу кадра. На снимке явно недостает свободного пространства, в то время как на противоположной стороне его избыток это тоже ошибка композиции, которую совершил фотограф. А вот снимок 7 построен гораздо лучше.

Посмотрите на репортажный снимок 4. В нем нет зрительного центра. Это означает, что в кадре нет выделения главного, и снимок выглядит пестрым, чрезвычайно перегруженным деталями.

В репортажном снимке 8 расставлены нужные акценты, которые организуют изображение, обращают внимание зрителя на главное в кадре.

Рассмотренные примеры наглядно иллюстрируют, как влияет распределение элементов в кадре на его восприятие зрителем. Крайне важно выяснить, какое место займут на снимке предметы и фигуры, как они будут сопоставляться, какие связи будут между ними, как будут выбраны границы кадра и организованы зрительные и смысловые акценты.

Таким образом, фотоснимок должен быть построен по определенным закономерностям, которые обеспечивают четкость изображения, определенность и выразительность, глубокое и убедительное раскрытие содержания. Игнорирование этих положений непременно приводит к ошибкам композиции.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий