http://www.fotoadvice.ru/
Главная - Теория фотографии - Свет и цвет - Какая должна быть расстановка осветительных приборов при съемке?

Какая должна быть расстановка осветительных приборов при съемке?

 

Расстановка осветительных приборов при съемке как не ошибиться?

Расстановка осветительных приборов при съемке требует от фотографа определенного умения и знаний. Именно свет позволяет выявить формы и объемы фотографируемого объекта. Поэтому пренебрегать этим крайне не рекомендуется.

Осветительные приборы можно расставить в любом порядке. Они могут освещать объект съемки с различных направлений. И на практике довольно часты случаи, когда фотограф производит расстановку осветительных приборов произвольно, тем самым создавая условное, специально фотографическое освещение, которое создает искусственность световой обстановки, а вместе с ней теряется правдивость снимка.

 

Расстановка осветительных приборов при съемке портрета

К примеру, при портретной съемке возникает двусторонний свет, образующий на лице фотографируемого человека симметрично одинаковые яркие блики, появляется яркий контровой свет на волосах, который ни чем не обусловлен и тому подобное.

Вполне возможно, что фотограф подошел к постановке света с чисто технической точки, и это привело к получению чисто условного снимка, лишенного естественности и правдивости.

По какому же принципу должна производиться расстановка осветительных приборов? Вполне очевидно, что в основе должен быть заложен какой-то реальный эффект освещения и реальный источник света, которые необходимо будет воспроизвести при помощи осветительных приборов.

Обратимся в очередной раз к примеру. На снимке ниже мы можем наблюдать, что направленный световой поток освещает человека, падая слева и сверху. Естественно мы ощущаем, что где-то рядом располагается действующий источник света, в нашем примере, это солнце, лучи от которого образуют на лице видимую светотень.

 

расстановка осветительных приборов

Снимок 1. Портрет рыбака

 

Расположение яркостей на лице закономерно: наибольшая из них расположена слева и по мере снижения переходит в полутень справа. Световой рисунок дополняет бликами контровой свет, которые образуются также слева, а не в теневой части портрета.

Такого рода распределение светотени позволяет создать ощущение единства светового потока, гармонию тональных переходов, подчеркнуть округлость формы головы и лица. Создается ощущение, что объект освещается только одним источником света, однако это не так.

Схема расстановки осветительных приборов

Схема освещения показывает, что здесь было использовано четыре осветительных прибора, и их правильная расстановка позволила дать четкий и ясно проработанный световой рисунок.

 

расстановка осветительных приборов

Рисунок 1. Схема света к снимку 1

 

Посмотрим, как повлияла расстановка осветительных приборов в нашем примере на общую световую картину снимка. Прибор №1 создает на лице главные яркости и задает основной рисунок света. Именно поэтому его положение соответствует предполагаемому положению реального источника света.

Так как в нашем примере создается эффект солнечного освещения, то поток света падает на лицо сверху. Два других осветительных прибора разрабатывают этот эффект освещения, от прибора №1.

Свет от прибора №3 предназначен для усиления и подчеркивания световых пятен от основного прибора освещения, с целью их обогащения бликами и исключения однообразия. Свет от прибора №2 подсвечивает тени, облегчая их, но не сбивает их рисунка.

Следовательно, осветительные приборы №2 и №3 выполняют чисто вспомогательные функции. А вот осветительный прибор №4, который установлен позади снимаемого человека, подсвечивает фон, задавая определенную тональность, которая соответствует тональности дневного неба.

Таким образом, расстановка осветительных приборов в нашем примере, воспроизводит эффект солнечного освещения. Само солнце не попадает в кадр, а лишь предполагается за ним. Однако в других случаях при съемке источник света может быть включен в кадр и может быть включен в композицию снимка.

Практика показывает, что только в случае, когда автор при расстановке осветительных приборов исходит из закономерностей реального эффекта освещения и имеет в виду один из реальных источников света, общая световая картина кадра становится выразительной и законченной, а сам снимок приобретает реалистичность.

Подводя итог всему сказанному можно сделать общий вывод. В основе эффекта освещения для фотосъемки всегда должен быть заложен конкретный реальный эффект освещения и источник света, который освещает объект съемки. Сам источник света может быть как в кадре или вынесен за его пределы.

Если эту закономерность светового решения нарушить, то в кадре хуже выражаются объемы, а в ряде случаев случайными бликами и тенями искажается форма объекта съемки.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

 

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


 


Получите подарок от меня!

 

Получить подарок

 

Получить подарок

 

Получить подарок