Какая должна быть расстановка осветительных приборов при съемке?

Расстановка осветительных приборов при съемке как не ошибиться?

Расстановка осветительных приборов при съемке требует от фотографа определенного умения и знаний. Именно свет позволяет выявить формы и объемы фотографируемого объекта. Поэтому пренебрегать этим крайне не рекомендуется.

Осветительные приборы можно расставить в любом порядке. Они могут освещать объект съемки с различных направлений. И на практике довольно часты случаи, когда фотограф производит расстановку осветительных приборов произвольно, тем самым создавая условное, специально фотографическое освещение, которое создает искусственность световой обстановки, а вместе с ней теряется правдивость снимка.

Расстановка осветительных приборов при съемке портрета

К примеру, при портретной съемке возникает двусторонний свет, образующий на лице фотографируемого человека симметрично одинаковые яркие блики, появляется яркий контровой свет на волосах, который ни чем не обусловлен и тому подобное.

Вполне возможно, что фотограф подошел к постановке света с чисто технической точки, и это привело к получению чисто условного снимка, лишенного естественности и правдивости.

По какому же принципу должна производиться расстановка осветительных приборов? Вполне очевидно, что в основе должен быть заложен какой-то реальный эффект освещения и реальный источник света, которые необходимо будет воспроизвести при помощи осветительных приборов.

Обратимся в очередной раз к примеру. На снимке ниже мы можем наблюдать, что направленный световой поток освещает человека, падая слева и сверху. Естественно мы ощущаем, что где-то рядом располагается действующий источник света, в нашем примере, это солнце, лучи от которого образуют на лице видимую светотень.

 

расстановка осветительных приборов

Снимок 1. Портрет рыбака

 

Расположение яркостей на лице закономерно: наибольшая из них расположена слева и по мере снижения переходит в полутень справа. Световой рисунок дополняет бликами контровой свет, которые образуются также слева, а не в теневой части портрета.

Такого рода распределение светотени позволяет создать ощущение единства светового потока, гармонию тональных переходов, подчеркнуть округлость формы головы и лица. Создается ощущение, что объект освещается только одним источником света, однако это не так.

Схема расстановки осветительных приборов

Схема освещения показывает, что здесь было использовано четыре осветительных прибора, и их правильная расстановка позволила дать четкий и ясно проработанный световой рисунок.

 

расстановка осветительных приборов

Рисунок 1. Схема света к снимку 1

 

Посмотрим, как повлияла расстановка осветительных приборов в нашем примере на общую световую картину снимка. Прибор №1 создает на лице главные яркости и задает основной рисунок света. Именно поэтому его положение соответствует предполагаемому положению реального источника света.

Так как в нашем примере создается эффект солнечного освещения, то поток света падает на лицо сверху. Два других осветительных прибора разрабатывают этот эффект освещения, от прибора №1.

Свет от прибора №3 предназначен для усиления и подчеркивания световых пятен от основного прибора освещения, с целью их обогащения бликами и исключения однообразия. Свет от прибора №2 подсвечивает тени, облегчая их, но не сбивает их рисунка.

Следовательно, осветительные приборы №2 и №3 выполняют чисто вспомогательные функции. А вот осветительный прибор №4, который установлен позади снимаемого человека, подсвечивает фон, задавая определенную тональность, которая соответствует тональности дневного неба.

Таким образом, расстановка осветительных приборов в нашем примере, воспроизводит эффект солнечного освещения. Само солнце не попадает в кадр, а лишь предполагается за ним. Однако в других случаях при съемке источник света может быть включен в кадр и может быть включен в композицию снимка.

Практика показывает, что только в случае, когда автор при расстановке осветительных приборов исходит из закономерностей реального эффекта освещения и имеет в виду один из реальных источников света, общая световая картина кадра становится выразительной и законченной, а сам снимок приобретает реалистичность.

Подводя итог всему сказанному можно сделать общий вывод. В основе эффекта освещения для фотосъемки всегда должен быть заложен конкретный реальный эффект освещения и источник света, который освещает объект съемки. Сам источник света может быть как в кадре или вынесен за его пределы.

Если эту закономерность светового решения нарушить, то в кадре хуже выражаются объемы, а в ряде случаев случайными бликами и тенями искажается форма объекта съемки.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *