http://www.fotoadvice.ru/
Главная - Теория фотографии - Устройство фотоаппарата - Что означает закон взаимозаместимости

Что означает закон взаимозаместимости

Что означает закон взаимозаместимости

Как и в любом деле в фотографии тоже есть свои правила и законы. В этой статье рассмотрим закон взаимозаместимости и то, как фотограф должен ему следовать. Делая снимки различных сюжетов, фотограф выбирает различные сочетания выдержки и диафрагмы – малая выдержка и большая диафрагма или наоборот, сочетание большой выдержки при малой диафрагме.

 

Например, малая выдержка необходима для съемки динамичных объектов, причем чем выше динамика, тем меньшую выдержку следует выбирать, иначе фотограф получит смазанный снимок.

Но здесь фотографа подстерегает опасность. Малые выдержки означают, что на сенсор фотокамеры или пленку будет попадать меньшее количество света, и для компенсации этого явления следует увеличивать диафрагму.

С одной стороны вроде бы все правильно и логично, но малые диафрагмы позволяют получать большую глубину резко изображенного пространства. Чтобы было более понятно, о чем конкретно идет разговор, проиллюстрируем на примере.

Проводя фокусировку на предмете, удаленном на расстояние 3 м от фотокамеры, фотограф получает относительно резкое изображение этого объекта. Но кроме самого объекта в фокусе окажутся другие предметы, расположенные ближе и дальше от фотокамеры.

Расстояние между плоскостями, в которых расположены самые близкие и самые дальние объекты, воспроизводимые на снимке с удовлетворительной резкостью, называют глубиной резкости или глубиной резко изображаемого пространства.

Глубина резкости всецело зависит от диафрагмы. Чем меньше диаметр относительного отверстия диафрагмы, тем больше глубина резкости. Следовательно, если фотографу необходимо установить меньшую выдержку или исключить резкость ненужных деталей заднего плана, то ему следует установить больший диаметр диафрагмы.

закон взаимозаместимости

Рисунок 1. Глубина резкости зависит от величины диафрагмы (а, б) и от расстояния, на которое сфокусирован объектив фотокамеры (в).

Если при съемке задний план является неотъемлемой частью сюжета и должен быть воспроизведен с определенной резкостью, то для реализации этого требуется большая выдержка и относительно малая диафрагма. Если объект при этом еще плохо освещен, то вероятнее всего потребуется и большая выдержка и большая диафрагма.

В некоторых случаях значения выдержки и диафрагмы могут оказаться весьма противоречивыми. Например, требуется получить большую глубину резкости при съемке очень динамичного объекта, однако его освещение недостаточно. В этом случае фотографу приходится искать компромисс.

Так как шкала выдержек и шкала диафрагм построены по принципу удвоения, экспозиция с выдержкой 1/125 с и с диафрагмой 11 будет эквивалентна экспозиции с выдержкой 1/60 с и с диафрагмой 16 или при выдержке 1/250 с и диафрагме 8.

Такой принцип иначе называется законом взаимозаместимости и именно на его основе производится градуировка шкал всех экспонометров.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Комментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


 


Получите подарок от меня!

 

Получить подарок

 

Получить подарок

 

Получить подарок