Динамика в фотографии отдельное направление деятельности фотохудожника. Окружающий мир полон движения в любой момент времени. Возникает вполне резонный вопрос, а как передать динамику на снимках?
Фотограф достаточно часто сталкивается с задачей передачи динамики, можно сказать, что каждый день и не по разу. Кроме съемки пейзажей, интерьеров и натюрмортов где присутствует статика, покой приходится снимать события окружающей жизни, людей, выполняющих какие-либо работы. И вот тут возникает задача внести в снимок динамику, показать на статичном изображении движение!
Эту задачу, передачу динамики в фотографии, не следует рассматривать узко в рамках одного технического подхода. Это очень широкий вопрос. С динамикой фотограф сталкивается не только во время съемки движущихся объектов. Динамикой обладают мимика человека, его жесты. Зритель способен легко отличить статичный портрет от динамичного портрета.
Динамика в статичных изображениях
Даже при съемке природного пейзажа можно использовать ряд явлений для придания динамики, вроде бы на первый взгляд, статичной картинке. Это может быть сделано с помощью:
- кругов на воде;
- колыхания травы;
- движущихся облаков;
- наклоненных под действием ветра ветвей деревьев;
- фигур людей.
Динамика в фотографии вносит существенные дополнения в основы построения композиции снимка. Она заставляет совершенно по-иному подходить к вопросу равновесия на снимке.
Пример передачи динамики в фотографии
Посмотрите на портрет девушки ниже. С точки зрения равномерности заполнения поля кадра, что требуют правила и законы композиции, кадр не выдерживает критики. Слева наблюдается явный перегруз, а справа присутствует свободное пространство.
Однако кадр построен вполне удачно. Это объясняется тем, что в композиции принимает участие невидимый элемент – линия направления взгляда девушки.
Таким образом, далеко не всякое свободное поле в кадре следует считать незаполненным. Пустое пространство, которое мысленно пересекает зритель по линиям взглядов заснятых людей, может вполне рассматриваться как заполненное, т. к. играет полноценную роль в общей композиции снимка.
При построении портретного снимка и его кадрировке фотографу важно точно учитывать линии направления взглядов. При съемке в фас относительная симметрия позволяет оставлять свободными поля одинаковой ширины по обеим сторонам относительно изображения головы человека.