Съемка восходов и закатов для начинающих

semka voshodov i zakatov dlya nachinajushhih Съёмка пейзажа

Съемка восходов и закатов достаточно сложный вид работы для начинающего фотографа. Все дело в том, что успех определяется тем, что фотографу нужно оказаться в нужном месте, в нужное время и иметь с собой подходящую фотоаппаратуру. Совместить все три этих параметра одновременно бывает не так просто.

Всем нам известно, что солнце восходит на востоке и садиться на западе, но далеко не все помнят о том, что его движение по небосводу напоминает дугу. Этот момент многие новички выпускают из внимания, и в итоге съемка восхода и заката солнца сильно отличается от задуманной идеи.

Особенности съемки восходов и закатов

Если солнце расположено низко над горизонтом, допустим, над каким-то скальным участком, то оно скроется не за ним, а переместиться вправо и, что вполне вероятно, пройдет вообще мимо этих скал. Чтобы получить на снимке задуманный сюжет фотографу при подготовке к съемке придется сместиться на несколько метров влево (для Южного полушария смещение будет вправо).

001 69

Снимок 1. Солнце плавно садиться за горизонт, огибая прибрежные скалы.

Может случиться так, что для съемки подобного сюжета лучшим временем года окажется весна или осень. В эти периоды времени солнце всходит позже и заходит раньше, чем летом. Соответственно, условия съемки более приемлемы, и помимо прочего, в эти временные интервалы на небе больше облаков, которые способны усилить выразительность сюжета.

Облака естественно отражают солнечный свет. Они отражают красноватое свечение солнца, дополняя сюжет динамичными световыми красками. Зачастую, когда солнце уходит за облака, его лучи создают оригинальную картину игры света.

В момент захода солнца за облако по краям последнего появляется яркая кайма света. Аналогичное явление наблюдается, когда солнце появляется из-за облака. В этот момент, фотограф может сделать серию интересных снимков.

002 51

Снимок 2. Облака отражают и рассеивают кроваво-красный свет солнца, создавая живописную палитру цвета.

При съемке восходов и закатов над обширной акваторией на переднем плане, можно усилить общее впечатление от картины. Спокойная гладь воды озера или моря будет отражать небо, создавая зеркальное отражение. Наличие ряби на поверхности будет разбивать изображение неба, но при этом сохраниться отражение света солнца в виде световой дорожки от горизонта до самого переднего плана.

Если съемка восхода и заката ведется от самого уровня воды, то световая дорожка видна далеко не всегда. В этом положении изображение может резко разделяться на светлое небо и темную воду. Улучшить результат можно, если поднять точку съемки выше, например, снимать с вершины прибрежной скалы или утеса.

Снимая подобные сюжеты необходимо помнить о роли объекта на переднем плане. И, конечно же, если замерять экспозицию по яркости неба, то на прочих объектах пейзажа может оказаться слишком мало деталей или будут видны только силуэты, например, очертания прибрежных скал, ветвей деревьев и т. п.

003 33

Снимок 3. Скалы на первом плане вносят разнообразие в морской пейзаж.

Фотографу не стоит исключать из кадра объекты первого плана по причине плохой проработки деталей. Довольно часто их можно использовать для оттенения яркости солнца, и они составляют важную часть снимка при съемке восходов и закатов.

Экспозиция при съемке восходов и закатов

Сложным вопросом при съемке восходов и закатов является определение экспозиции. Если замер экспозиции вести по яркости солнца, то на снимке получится только изображение солнца, а все остальные объекты окажутся недодержанными.

Если замер экспозиции вести по яркости неба, то солнце на снимке получится сильно передержанным и будет выглядеть ярким белым пятном. Следовательно, при замере экспозиции нужен какой-то компромисс.

Существуют два метода выбора экспозиции:

  1. метод заключается в том, что из двух положений экспозиции – по яркости солнца и по яркости неба фотограф берет среднее значение.
  2. метод для ТТЛ систем заключается в том, что замер производится по средневзвешанной яркости кадра, когда солнце находится у одной из границ видоискателя. Такое положение солнца в видоискателе позволяет сделать замер экспозиции правильно без перегрузки экспонометра от яркого света. Затем выставляются параметры экспозиции, и камера переводится в рабочее положение.

Несмотря на метод замера экспозиции рекомендуется применять брекетинг экспозиции, так как различие в одно деление на шкале диафрагм способно существенно изменить настроение снимка.

Роль диафрагмы при съемке восходов и закатов

В рассматриваемом примере диафрагма управляет не только экспозицией. Если фотограф использует малые значения диафрагмы, то получает на снимке солнца нечто, напоминающее эффект вспышки звезды. Этот эффект усиливается по мере уменьшения диафрагмы.

Следует помнить, что при съемках восходов и закатов в объектив фотокамеры попадают прямые солнечные лучи, и существует большая вероятность появления сильных бликов. Можно снимать сюжеты любым типом объективов, но если главным объектом композиции является солнце, то следует применять для съемки самый длиннофокусный объектив, который есть у фотографа.

Также следует помнить, что когда солнце расположено низко, то уровень освещенности также уменьшается и фотографу приходится увеличивать длину выдержки. Соответственно, удержать в руках длиннофокусный объектив становиться очень сложно и необходим штатив.

Изменение цветового тона при восходе и закате солнца

При восходе или закате солнца общий световой тон изменяется каждую минуту. Чем ниже к горизонту опускается солнце, тем краснее становится его цвет и наоборот, при восходе солнца. Наше восприятие устроено так, что мы не замечаем этих изменений, а вот сенсор фотокамеры беспристрастно все фиксирует и на снимке получается более красный цвет чем, кажется на самом деле.

004 27

Снимок 4. Прямые лучи солнца способны сделать засветку объектива.

После захода солнца за горизонт, небо становится темно-синего цвета с полоской зари на горизонте. В этот момент начинающие фотографы собираются домой. Они не знают, что впереди лучший момент для съемки.

Стоит задержаться и понаблюдать за полоской зари. Постепенно она медленно расширится и примерно минут через двадцать, как солнце окончательно скрылось, если ночь безоблачная, то все небо на закате озарится теплым послесвечением.

Это как раз тот самый момент, когда следует приступать к съемкам. Выдержки будут длинными, но экспозицию целесообразнее замерять по яркости самого неба. Аналогичное свечение появляется на небе перед самым рассветом.

005 21

Снимок 5. Послесвечение солнца на закате.

Эти моменты стоит фотографировать, и часто они представляют больший интерес, чем сами по себе восходы и закаты. Таким образом, не стоит себя ограничивать только съемкой восходов и закатов.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий