Целостность композиции снимка

celostnost kompozicii snimka Композиция в фотографии

За счет чего обеспечивается целостность композиции? Разберем подробно этот вопрос в данной статье. Одно соблюдение принципа равновесия еще не гарантирует получения высокохудожественного выразительного снимка.

Конечно, явление равновесия можно положить в основу построения снимка, но в то же время снимок должен представлять собой неделимую и целостную композицию, в которой все части находятся во взаимосвязи, где нет линий, разделяющих кадр на самостоятельные части.

Линия горизонта и целостность композиции

При наличии в изображении четко выраженных линий (вертикальных или горизонтальных), снимок очень легко будет рассекаться ими на отдельные части. Это легко проследить на примерах. Посмотрите на снимок ниже. На нем линия горизонта проходит точно посредине кадра и нарушает целостность композиции и собранность снимка.

001 12

Снимок 1. Городской пейзаж. Идет четкое деление снимка пополам

В следующем снимке тоже присутствует линия горизонта, но она не рассекает кадр пополам. Это происходит из-за того, что линия горизонта смещена вниз, что лишает ее активного изобразительного значения, какое она имеет на снимке выше.

002 3

Снимок 2. Городской пейзаж. Линия горизонта нечетко проявлена

Помимо прочего, тон неба и тон земли одинаковы по светлоте и поэтому нет контраста между ними. Немаловажное значение имеет и то, что линия горизонта на снимке не имеет резкости и перекрывается во многих местах строениями и вертикальными линиями, а это лишает ее четкости.

В результате этого снимок не распадается на две самостоятельные части и воспринимается полная целостность композиции. Выше сказанное относится не только к четким горизонтальным линиям, но также и к вертикальным линиям в кадре.

Вертикали и целостность композиции

Вертикальные линии способны также рассечь снимок на два самостоятельных изображения, особенно если они совпадают или близки к главной вертикальной оси кадра, например, на снимке ниже.

003

Снимок 3. Четкая вертикальная линия делит кадр пополам

Именно из-за этого фотографы избегают располагать вертикальные линии в центре кадра. Если смещать их в сторону, то они, как и линия горизонта, теряют свое активное значение и тем самым обеспечивая целостность композиции.

На основании выше рассмотренных примеров можно подвести итог. При съемке должно быть очень точно найдено место для четко выраженных вертикальных и горизонтальных линий. Эти линии не должны совпадать с осями изображения. Тона снимка по обе стороны от этих линий не должен быть контрастирующими. Четкость этих линий снижается, если они пересекаются другими линиями, идущими под разными углами.

Границы кадра и целостность композиции

Неделимость и целостность композиции во многом зависят от того, насколько точно при съемке сделана компоновка кадра. Если кадр имеет случайные, непродуманные границы, то по краям вполне могут оказаться пустые пространства, а поэтому при последующем кадрировании они легко исключаются без всякого ущерба для конечного результата.

На следующем снимке ниже границы кадра ничем не обусловлены. Его левая часть ничего интересного не содержит и поэтому левую границу целесообразнее сдвинуть вправо. Аналогично дело обстоит и с верхней границей снимка.

004 2

Снимок 4. Границы кадра ничем не обусловлены

Можно сдвинуть нижнюю и правую границы снимка ближе к центру, так как они тоже выбраны случайно и не опираются ни на что. Стоит заметить, что при смещении левой и верхней границ в положение 1-1 и 2-2, снимок будет выглядеть законченным по композиции. Следовательно, в первом варианте на снимке нет целостности композиции.

Необходимо помнить, что границы кадра можно передвигать до определенных пределов, а именно до тех пределов, пока они не придут в соприкосновение с конкретными элементами композиции, которые в свою очередь являются важными для изобразительного решения снимка.

Данный способ выбора границ достаточно часто используется в практике фотосъемки. Поэтому сделаем вывод, что границы обреза изображения выбираются таким образом, чтобы очертить необходимое по смыслу пространство снимка и зависят от линейных очертаний выбранного для съемки сюжета или объекта.

Следовательно, границы кадра выбираем при съемке, а уточняем при последующей обработке отснятого материала. Также очевидно, что границы кадра должны иметь опорные точки, которые не позволяют смещать эти границы в иное положение без ущерба для целостности композиции.

У снимка может быть нарушена целостность композиции не только вертикальными и горизонтальными линиями и непродуманными границами, но и самим распределением в поле кадра изображаемого материала.

Посмотрите на снимок ниже, сразу видно, что кадр здесь не завершен композиционно. В чем именно это проявляется? Для ответа на этот вопрос сделаем простейший анализ снимка.

005 1 1

Снимок 5. Кадр распадается на несколько самостоятельных частей

Для этого возьмем два угольника, которые можно вырезать из картона или какого-либо плотного материала, и попробуем при помощи них выделить из снимка более точные по композиции кадры, чем исходный вариант. Оказывается, сделать это просто и наш снимок распадается на несколько самостоятельных частей.

К примеру, можно выделить кадр 1 или кадр 2. Причем оба эти варианта композиции значительно более точны, их границы устойчивы и имеют опоры.

Так как снимок легко разделяется на кадры, то возможны и другие варианты целостных композиций. Соответственно, в нашем примере снимок является случайным и плохо скомпонованным что и привело к нарушению целостности композиции.

Рассмотрим еще один снимок ниже. Он имеет целостность композиции и при попытке проделать с ним один из опытов, рассмотренных выше, нам не удастся, к примеру, передвинуть границы кадра или разделить его на отдельные части.

006

Снимок 6. Парашютисты

Кадрирование снимка приводит к его ухудшению, потере законченности. Это происходит из-за того, что при съемке были продуманы размещение в кадре все его элементы и их взаимосвязь для того, чтобы была цельность композиции снимка.

А поскольку каждый элемент композиции имеет свое место в кадре, то мы не сможем найти здесь линий, рассекающих изображение на самостоятельные части.

Таким образом, цельность композиции и ее неделимость предполагают нахождение при съемке точного места в кадре для каждого отдельно взятого элемента и установка между ними прочных взаимосвязей.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий