Съемка движения секреты продвинутых фотографов

semka dvizheniya sekrety prodvinutyh fotografov Композиция в фотографии

Съемка движения, каковы ее секреты? Мы продолжаем разговор о том, как производить съемку движения различных объектов. Следующим композиционным приемом построения снимка, способствующим его динамичности, является линейная организация кадра и применение направления основных линий для передачи эффекта движения.

Съемка движения с использованием линейного построения снимка

К примеру, снимок ниже (о нем мы говорили в прошлый раз) построен таким образом, что главные линии в кадре идут наклонно, стремясь к одной точке схода. Взгляд зрителя скользит по этим линиям, а движение, развивающееся в кадре, по направлению совпадает с линейным рисунком и с направлением движения взгляда зрителя.

005 2 1

Снимок 1. На велотреке

Такое слияние всех факторов придает направленности всей композиции, усиливает динамику действия. Отсюда следует, что съемка движения, с использованием линейного строя снимка способствует более выразительной передаче происходящего в кадре движения.

Съемка движения и линии в кадре

Может сложиться такая ситуация при которой направление движения в кадре не учтено с общим линейным решением снимка. В этом случае снимок может легко потерять свою динамичность. К примеру, представьте себе снимок, в котором все главные линии расположены параллельно рамкам кадра, где есть, соответственно, четко выраженные вертикали, а движение аналогично, как и на снимке 1.

Подобно тому, как на снимке ниже препятствием перед движущимся велосипедистом выступает линия границы кадра, возникающая прямо перед ним, в рассматриваемой ситуации движение будет как бы останавливаться вертикальными линиями (опоры линий электропередач, осветительные столбы, стволы деревьев и т. п.), в которые любое движение будет упираться.

005 3

Снимок 2. Момент спуска затвора выбран неудачно, композиция неточна

Съемка движения объектов с близкого расстояния

Съемка движения объекта, который быстро движется и его скорость превышает некоторый предел, характеризуется тем, что сам объект становится не резким, особенно если наблюдатель находится на довольно близком расстоянии от него.

Глаз наблюдателя не различает отдельные детали, так как изображение объекта как бы смазывается, теряет резкость. Эта особенность зрительного восприятия может быть применена при съемке движения для создания соответствующего эффекта, который только подчеркнет это движение.

Следует учитывать, что полная резкость, детализация изображения быстро движущегося объекта далеко не во всех случаях может оказаться желательной. Если ни что не указывает на движение объекта, если отчетливо просматривается каждая его деталь, то на снимке пропадает и сам эффект движения, а снимаемый объект кажется застывшим на месте, остановившимся.

Съемка движения при таких условиях приводит к тому, что изображенные таким образом автомобили, мотоциклы и др. транспортные средства, перемещающиеся с большой скоростью в кадре, на снимке кажутся стоящими на месте, так как детали движущихся элементов, неразличимые в реальной жизни, на снимке оказываются отчетливо видны.

Съемка движения воды

Рассмотрим еще один интересный пример – движение воды. Съемка с короткой выдержкой, например, водопада приводит к тому, что изображение каждой детали на снимке становится отчетливым. В реальной жизни мы видим бурлящий поток воды, который падая с высоты, разбивается на мелкие капли, меняя свои очертания. На снимке этот поток застывает, становится похожим на застывшую ледяную массу, чем на живой поток воды.

На таком снимке движение отсутствует, потому что становится четко видно то, чего в реальной жизни наше зрение так не различает. Легкая смазанность быстро движущегося потока была бы на снимке более полезна, чем полная оптическая резкость.

Проведите следующий эксперимент. Снимите с выдержкой 1/1000 морскую волну или водопад или даже бурный ручей. Сверх короткая выдержка даст очень резкое изображение каждой капли воды, поскольку за такой отрезок времени движущаяся капля воды смещается на самое незначительное расстояние, которое не передается на снимке, т. е. как бы застывает в воздухе. И это превращает воду в неподвижную массу.

003 2

Снимок 3. Съемка движения воды на короткой выдержке

Таким образом, съемка движения с применением оптической нерезкости на изображении отдельных деталей быстро перемещающегося объекта помогает передаче движения на снимке, потому что их размытое изображение соответствует нашему опыту восприятия быстрого движения в жизни.

Съемка движения при слежении за движущимся объектом

Быстро движущийся объект отчетливо виден зрителю при условии, что он следит за ним взглядом, провожает его соответствующим поворотом головы. Однако, при таком движении из внимания зрителя исключается фон, на котором движется объект.

В этом случае фон обретает второстепенное, нейтральное значение отдельные его детали перестают различаться. И этот жизненный пример широко применяется при съемках движения способом проводки.

Съемка движения данным способом сводится к следующему: фотограф захватывает в кадр быстро движущийся объект и поворачивает фотоаппарат вслед за его движением, постоянно следит за его перемещением через видоискатель и ни на секунду не выпускает его из кадра.

Фотокамера продолжает двигаться и в момент срабатывания затвора изображение экспонируется на светочувствительную матрицу в процессе перемещения фотокамеры. С одной стороны, при таких условиях снимок неизбежно получится нерезким, размытым. Однако на снимке ниже главный объект изображения передается с достаточной степенью резкости. Как это можно объяснить?

004 1 1

Снимок 4. Мотогонки

При перемещении фотокамеры вслед за мотоциклистом мы все время держим его в кадре, тем самым обеспечиваем примерно равные угловые скорости движения и объекта съемки и фотоаппарата. Именно поэтому, и мотоцикл и фотоаппарат, перемещаясь с определенной скоростью по отношению к окружающим предметам, не смещаются друг относительно друга. Отсюда хорошая резкость изображения мотоциклиста на снимке.

А фон, в отношении которого фотокамера перемещается в момент спуска затвора, получается на снимке совершенно размытым. И такая смазанность фона только подчеркивает быстроту движения мотоцикла.

Следует заметить, что степень размытия фона зависит от выдержки фотоаппарата: чем больше время выдержки, тем более размытым получается фон.

Таким образом, съемка движения при оптической нерезкости, размытости фона и при резком изображении главного движущегося объекта помогает передать движение на снимке.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий