Симметрия и ассиметрия в композиции

simmetriya i assimetriya v kompozicii Композиция в фотографии

Уважаемый читатель, в этой статье продолжаем с Вами говорить о композиции. И сегодня поговорим о симметрии и ассиметрии в композиции.

Сущность симметрии и ассиметрии в композиции

Simmetriya i assimetriya v kompozicii 1

По-разному равновесие выражается в симметричных и ассиметричных композициях. Сама по себе симметрия еще не является гарантией того, что композиция будет уравновешенной, а количественное различие симметричного элемента и плоскости или несоответствие частей целого становится зрительно неуравновешенной.

Человеческая психика устроена таким образом, что тяготеет к равновесию форм. Все это создает более-менее устойчивый психологический комфорт, гармонию в среде обитания. Уравновесить симметричную композицию значительно легче, чем ассиметричную. И достигнуть этого можно достаточного простыми средствами, потому что симметрия сама по себе основывает предпосылки для равновесия композиции.

Виды симметрии в композиции

Симметричная композиция, которая правильно найдена, зрителем воспринимается легко и сразу, независимо от сложности и ее построения. А вот ассиметричная нуждается в наиболее длительном осмыслении и раскрывается она постепенно, поэтапно. При этом утверждение о том, что симметричная композиция наиболее выразительна не соответствует действительности. В истории искусств очень много ассиметричных композиций , которые построены по законам гармонии, и они, с точки зрения художественной ценности, не сдают позиции симметричным.

Наиболее часто применимыми видами симметрии являются следующими:

  1. зеркальная (с горизонтальной или осью);
  2. центральная;
  3. угловая.

Наиболее активно симметрия используется в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Чуть реже встречается в графике, живописи и скульптуре.

А теперь домашнее задание!

Уважаемый читатель, Вам будет домашнее задание. Посетите православный храм и посмотрите, как устроен иконостас, какова его композиция. Постарайтесь определить какой из видов применен в композиции того или иного иконостаса. Следует подчеркнуть, что симметрия используется не всегда в плоскостных композициях. Однако она нашла применение и в объемных, и в объемно-пространственных. В настоящее время идет тренд на использование ассиметричных композиций.

Применение ассиметрии позволяет более активно относится к плоскости, где нужно поместить группу или целые группы элементов, в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой автор. В этом случае композицию значительно сложнее уравновесить, но здесь есть ряд изобразительных средств, такие как: цвет, форма и ее конфигурация, насыщенность, а также ориентация на плоскость, фактура и средства гармонизации, контраст, пропорции, нюанс, ритм и масштаб.

Подведем итог…

Итак, рассматривая равновесие в композиции, мы с Вами смогли сделать вывод о том, что все находится в тесной взаимной связи: и число элементов, и их соотношении с самой композиционной плоскостью, и их конфигурация, а также между собой, их фактурное, тоновое и цветовое решение и т. д. Вследствие этого, если добиваешься исполнения одного закона гармонии, то нужно выполнить условие второго закона – соподчинение и единство элементов композиции.

И соответственно наоборот, создавая единство, целостность, необходимо решать задачу равновесия композиции. Поэтому выполнив оба этих условия, можно смело утверждать, что была решена задача построения гармоничной композиции. Но кроме этих двух законов есть еще средства гармонизации, о которых мы поговорим в следующих статьях.

Simmetriya i assimetriya v kompozicii 1

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий