Целостное видение в фотографии

celostnoe videnie v fotografii Композиция в фотографии

Для фотографа целостное видение композиции является важнейшим навыком, который необходимо развивать на протяжении всей жизни. Невозможно получить качественный снимок в отсутствии целостного видения и незнания основных законов построения композиции.

Я уже отмечал, что для овладения построения гармоничных композиций фотографу следует использовать в своей работе геометрические схемы и стараться заранее продумывать будущие сюжеты.

Целостное видение в примерах

Рассмотрим на примерах как создать целостность композиции, используя различные технические приемы фотографии. Посмотрите на изображения ниже. Они отличаются друг от друга высотой и расстоянием точки съемки до фотографируемого объекта.

001 17
002 9
003 6

На первых двух снимках представлен средний и общий план с нормальной точки съемки, а на третьем снимок сделан с верхней точки. Общим для представленных снимков является равномерное распределение элементов композиции в кадре.

Представленные ниже снимки можно отнести к центральной композиции. Если на первом снимке центральным элементом, определяющим всю композицию, является памятник, то на втором снимке данный изобразительный прием передается скалой на переднем плане.

004 7
005 7

На снимках ниже используется другой прием для придания равновесия и целостного видения композиции кадра.

006 5
008 1

На представленных снимках применен принцип уравновешивания композиции за счет размещения двух элементов композиции в противоположных частях кадра. На первом снимке морской пейзаж балансируется участком берега слева и более светлым тоном морской воды у побережья.

На втором снимке прослеживается симметрия вертикалей в композиции, образованных осветительными столбами.

Общие приемы построения целостной композиции

Каждому человеку свойственно целостное восприятие мира. Фотографу необходимо постоянно развивать и использовать данное качество в своем творчестве. В качестве хорошей тренировки может послужить работа над натюрмортом. Добавление форм объемов, дополнительных цветов, требуют от фотографа постоянного осмысления композиции, как целого и, что очевидно, более точного кадрирования.

В качестве простейших приемов достижения целостного видения композиции и ее уравновешивания можно использовать:

  1. расположить по центру главный элемент композиции;
  2. построить симметричный кадр;
  3. равномерно заполнить кадр объектами съемки;
  4. расположить два элемента композиции в противоположных частях кадра при обязательном условии сохранения между ними смысловой связи;
  5. применение падающих теней, отражений, световых и тональных пятен в качестве элементов композиции.

Слепо, не обдуманно следовать приведенным рекомендациям нельзя, так как они не являются гарантией на 100% получения высокохудожественного снимка. Скорее данные рекомендации нужно рассматривать как некую отправную точку, как базу, от которой следует начать движение.

Ошибки в целостности снимка

В то же время нарушение целостности и единства снимка может произойти в следующих случаях:

  1. границы кадра выбраны необоснованно (перегруженность отдельных частей кадра элементами композиции, неоправданные пустоты);
  2. вблизи осей симметрии находятся вертикальные и горизонтальные линии (деление кадра на две равных части);
  3. нарушение тоновой целостности композиции;
  4. неоправданная детализация несущественных элементов композиции.

Анализ практических работ показывает всю важность понимания основных законов композиции и умение целостного видения. Практическая работа, чередуемая с анализом фоторабот и живописи, позволяет освоить на глубоком уровне искусство построения целостной композиции снимка.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий