Для фотографа целостное видение композиции является важнейшим навыком, который необходимо развивать на протяжении всей жизни. Невозможно получить качественный снимок в отсутствии целостного видения и незнания основных законов построения композиции.
Я уже отмечал, что для овладения построения гармоничных композиций фотографу следует использовать в своей работе геометрические схемы и стараться заранее продумывать будущие сюжеты.
Целостное видение в примерах
Рассмотрим на примерах как создать целостность композиции, используя различные технические приемы фотографии. Посмотрите на изображения ниже. Они отличаются друг от друга высотой и расстоянием точки съемки до фотографируемого объекта.
На первых двух снимках представлен средний и общий план с нормальной точки съемки, а на третьем снимок сделан с верхней точки. Общим для представленных снимков является равномерное распределение элементов композиции в кадре.
Представленные ниже снимки можно отнести к центральной композиции. Если на первом снимке центральным элементом, определяющим всю композицию, является памятник, то на втором снимке данный изобразительный прием передается скалой на переднем плане.
На снимках ниже используется другой прием для придания равновесия и целостного видения композиции кадра.
На представленных снимках применен принцип уравновешивания композиции за счет размещения двух элементов композиции в противоположных частях кадра. На первом снимке морской пейзаж балансируется участком берега слева и более светлым тоном морской воды у побережья.
На втором снимке прослеживается симметрия вертикалей в композиции, образованных осветительными столбами.
Общие приемы построения целостной композиции
Каждому человеку свойственно целостное восприятие мира. Фотографу необходимо постоянно развивать и использовать данное качество в своем творчестве. В качестве хорошей тренировки может послужить работа над натюрмортом. Добавление форм объемов, дополнительных цветов, требуют от фотографа постоянного осмысления композиции, как целого и, что очевидно, более точного кадрирования.
В качестве простейших приемов достижения целостного видения композиции и ее уравновешивания можно использовать:
- расположить по центру главный элемент композиции;
- построить симметричный кадр;
- равномерно заполнить кадр объектами съемки;
- расположить два элемента композиции в противоположных частях кадра при обязательном условии сохранения между ними смысловой связи;
- применение падающих теней, отражений, световых и тональных пятен в качестве элементов композиции.
Слепо, не обдуманно следовать приведенным рекомендациям нельзя, так как они не являются гарантией на 100% получения высокохудожественного снимка. Скорее данные рекомендации нужно рассматривать как некую отправную точку, как базу, от которой следует начать движение.
Ошибки в целостности снимка
В то же время нарушение целостности и единства снимка может произойти в следующих случаях:
- границы кадра выбраны необоснованно (перегруженность отдельных частей кадра элементами композиции, неоправданные пустоты);
- вблизи осей симметрии находятся вертикальные и горизонтальные линии (деление кадра на две равных части);
- нарушение тоновой целостности композиции;
- неоправданная детализация несущественных элементов композиции.
Анализ практических работ показывает всю важность понимания основных законов композиции и умение целостного видения. Практическая работа, чередуемая с анализом фоторабот и живописи, позволяет освоить на глубоком уровне искусство построения целостной композиции снимка.