Цветовая модель CMYK нашла применение в полиграфии, так как она основывается на отраженных цветах. Если сравнивать исходные цвета и смешанные, то яркость последних гораздо ниже, относительно первых. Базовые цвета модели – голубой, пурпурный и желтый.
Зачем нужна черная краска в цветовой модели CMYK
Черный цвет является дополнительным, так как в реальных условиях при смешивании трех базовых красок получается грязно-коричневый цвет. Существует ряд причин для дополнительного черного цвета в цветовой модели CMYK:
- смешивание трех основных красок на практике не дает чистого черного цвета;
- при печати мелких деталей черного цвета на практике трудно свести все три цвета воедино, от чего получаются расплывчатые контура объектов;
- черный пигмент гораздо дешевле основных трех цветов, что снижает стоимость печати.
Интенсивность цветовых каналов меняется в пределах от 0 до 100%. Смешивая краски в определенных пропорциях можно получить богатую палитру цветов. Еще до появления компьютеров все художники поступали именно так.
Следует понимать, что записанные пропорции цветовых каналов не описывают реальный цвет. Они только означают некий набор данных, которые можно использовать для изготовления того или иного цвета. В реальных условиях получаемый цветовой оттенок будет зависеть от множества параметров, таких как качество бумаги, влажность окружающего воздуха, условий просмотра отпечатанных изображений и т. п.
На рисунке ниже представлена реальная картина субтрактивного синтеза. В идеальных условиях на пересечении всех трех кругов должен быть чистый черный цвет.
Рисунок 1. Субтрактивный синтез цветов в цветовой модели CMYK.
Цветовая модель CMYK является противоположной модели RGB. Все дело в том, что голубой цвет поглощает красный, пурпурный цвет поглощает зеленый, а желтый поглощает синий.
Рисунок 2. Цветовой охват модели CMYK.
По цветовому охвату цветовая модель CMYK гораздо уже, чем RGB, но это не мешает ее успешно применять в полиграфии.
Рисунок 3. Цветовые охваты моделей RGB и CMYK в одной системе координат.
Как происходит печать в цветовой модели CMYK
Многие видели отпечатки, полученные в типографии или на обычном струйном принтере. А задумывались ли вы, как получается изображение при печати? Чтобы понять принцип достаточно взять в руки увеличительное стекло и посмотреть на отпечаток сквозь него.
Вы увидите, что картинка распалась на множество мельчайших цветных кляксочек, которые накладываются друг на друга. Благодаря близкому расположению для нашего глаза они сливаются в единую цветовую картину, и мы видим изображение со всеми его оттенками.
Этой статьей не исчерпывается вся информация о цветовой модели CMYK. Есть еще ряд специфических данных, информация о которых выходит за пределы теории фотографии и относится больше к полиграфии. Кому будет интересно узнать больше, то следует обратиться к специализированной литературе. Я же вдаваться в глубокие технические подробности не буду в рамках данной статьи.