Что такое естественность фотографии

chto takoe estestvennost fotografii Композиция в фотографии

Естественность фотографии, что это такое? Многие начинающие фотографы даже не задумываются об этом, а зря. В этой статье постараемся на наглядных примерах разобрать в чем проявляется естественность фотографии и чем она обусловлена, а также рассмотрим характерные ошибки фотографов, которые приводят к постановочным снимкам.

Ценность любой фотографии определяется в первую очередь тем, что на ней изображено. Четкое композиционное построение кадра, блестящее световое решение, интересная тональность снимка не могут представлять интереса для зрителя, так как прежде всего зрителя интересует содержание снимка.

Содержание фотографии

Согласитесь, что фотовыставки привлекают массы людей не потому, что фотографы в своих работах демонстрируют композиционные приемы, умения работы со светом, технику фотосъемки и др. Зрителя притягивают события, изображенные на снимках, картины жизни людей, характеры людей, природные пейзажи различных уголков страны и т. п.

Главное при создании фотографии принадлежит ее содержанию. Это очень важный вывод. Именно ради содержания фотограф делает снимок. Ценность и нужность снимка определяется как раз тем, что автор хотел передать посредством его зрителю.

Несмотря на всю важность и значимость содержания львиную долю в творчестве занимают вопросы изобразительной формы. Чрезвычайно важно, что отображено на снимке, но не менее важно также и как выстроено изображение, насколько доступно и красочно автор раскрыл тему, насколько вразумительно и ясно выражена в работе главная мысль.

И здесь основным условием получения яркого и запоминающегося зрителю снимка является его естественность. На этом остановимся более подробно.

Говоря о естественности фотографии, мы, прежде всего, имеем ввиду соответствие действительности. Творчество фотографа должно быть ориентировано на достоверное отображение реальных событий, явлений, сюжетов жизни.

Рассмотрим на примере данное утверждение. Посмотрите на снимки ниже. На этих работах мы наблюдаем архитектурные элементы. В основе композиционного решения в обоих случаях заложен общий принцип – используется в кадре передний план.

001 14

Снимок 1. Формальное использование переднего плана

002 7

Снимок 2. Городской пейзаж

Однако на первом снимке этот прием стал самоцелью, он очень ярко выражен на снимке. Зритель ощущает это очень ясно – фотограф увлекся и в какой-то степени потерял живость изображения.

Кадр несколько абстрактен, живая действительность заменилась сочетаниями линий и тонов. На снимке не утерян здравый смысл, зритель узнает предметы, ясны и архитектурные формы здания, но нет настроения, живости изображения, снимок суховат и схематичен.

Таким образом, чрезмерное увлечение фотографа элементами изобразительно формы приводит к потере естественности фотографии как таковой.

Второй снимок воспринимается совершенно по-другому. Он является строгим и точным по композиции. Глубина пространства выражена прекрасно, этому способствует введенный в правую часть кадра передний план. Фотограф выбрал и применил определенный характер освещения, получив общее тональное решение.

Все перечисленные элементы изобразительной формы использованы с единой целью — создать естественность фотографии, раскрыть содержание, выразить основную мысль автора, выражающуюся в изображении уголка города, имеющего уникальные архитектурные особенности.

Фотограф прекрасно справился с этой задачей, добившись не только правильно передачи архитектурных форм, но и сумел передать атмосферу начинающегося вечера и настроение. Именно поэтому снимок стал запоминающимся, доставляя определенное эстетическое удовольствие зрителю.

Естественность фотографии определяется тем, как построен снимок. Расположение в кадре фигур, предметов и других элементов композиции должно соответствовать тому, как эти фигуры и предметы располагаются в реальной действительности. В противном случае в глаза зрителя будет бросаться его постановочность.

Постановочные снимки и естественность фотографии

Посмотрите на снимок ниже. Одним из достоинств снимка является то, что присутствие фотографа за кадром не ощущается. Участники событий и в момент съемки продолжали привычно вести себя и действовать, а не занимались позированием перед фотокамерой.

003 4

Снимок 3. На празднике

Запечатленная сцена обладает простотой и естественностью. Но фотограф здесь не просто фиксировал события, которые попадали в поле зрения объектива. Данный фрагмент тщательно подобран, он характерен и прекрасно передает атмосферу праздника и народных гуляний.

Сделанный кадр четок по композиции. Главным объектом композиции выступает мальчуган. Он сразу приковывает к себе взгляд зрителя, так как помещен на передний план и освещен солнцем.

Естественность фотографии требует также правильного взаимодействия людей в кадре, их общения, поворотов, взглядов, жестов и т. п. Эта задача решена верно в рассматриваемом снимке. В нем присутствует общий центр внимания для всех участников события, общая направленность движений и прикованность взглядов к общему центру событий, находящемуся за пределами плоскости.

Рассмотрим теперь еще один снимок (см. ниже). В этом примере действующие лица разобщены, объектив фотокамеры стал для них центром внимания. В итоге зритель ощущает присутствие фотографа, и все сцена выглядит постановочной. Поэтому не может быть речи о естественности фотографии в данном случае.

004 6

Снимок 4. Пример постановочного снимка

Требование естественности фотографии относится ко всем элементам снимка, ко всем приемам его построения, в том числе и к приемам работы со светом. Довольно часто при постановке света фотограф теряет правду естественного освещения, в результате этого на снимках обнаруживается техника фотосъемки.

Освещение и естественность фотографии

К примеру, на снимке ниже прекрасно виден источник света – люстра, освещающая помещение. В кадре присутствует окно, и мы прекрасно видим, что на улице достаточно светло. Но фотограф не воспользовался в качестве основы светового рисунка кадра ни светом из окна, ни светом люстры.

005 5

Снимок 5. Пример неправильного использования дополнительного освещения

Световые пятна и тени в плоскости кадра распределены без всякой связи с этими действующими источниками света. Дополнительные осветительные приборы фотограф установил без всякой связи с основными источниками света. При этом на снимке обнаруживаются тени от фигуры человека, от мебели на стенах, и блики от освещения на стекле окна.

Все это нарушает естественность освещения, выдает явное присутствие фотографа и вскрывает его технические приемы, а небрежность постановки света нарушает естественность фотографии и снижает общее впечатление.

Таким образом, естественность фотографии правдиво передает реальную действительность и является важнейшей закономерностью композиционного творчества.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий