Композиционное равновесие снимка

kompozicionnoe ravnovesie snimka Композиция в фотографии

Композиционное равновесие показывает, насколько выразителен и завершен тот или иной снимок. Под термином композиционное равновесие понимается верно найденное соотношение правой и левой его частей, верха и низа, при котором у зрителя возникает чувство гармонии, устойчивости, композиционной стройности снимка.

Фотографируемая композиция размещается, таким образом, в видоискателе и на снимке, чтобы ни одна из частей картины не оказалась перегруженной и гармонично сочеталась с другими ее частями.

Принцип композиционного равновесия

Соблюдение принципа композиционного равновесия чрезвычайно важно при компоновке снимка. Данный принцип рождается из присущего человеку от природы стремления к устойчивости и равновесию. Нарушение принципа композиционного равновесия часто лишает снимок стройности и изобразительной четкости.

Рассмотрим ряд примеров. Снимок ниже нельзя считать уравновешенным, в силу того, что правая нижняя его часть перегружена, а левая верхняя совершенно свободна. Образовавшееся свободное пространство не использовано в снимке, и поделив условно кадр по диагонали, мы увидим, что все предметы сосредоточены по одну сторону этой диагонали, а по другую ее сторону нет ни чего.

0010 1

Снимок 1. Композиционное равновесие нарушено

В данном снимке нарушен принцип равновесия: перегруженная правая часть не уравновешивается пустой левой верхней частью кадра. При таком расположении масс в плоскости кадра равновесие не достижимо.

Как же создать снимок, уравновешенный по композиции?

Существует достаточно простой способ достижения равновесия в кадре – это относительное равномерное распределение элементов композиции по всему полю кадра. Частным решением такого вопроса является композиция, близкая к симметричной.

002 4

Снимок 2. На ВДНХ

При создании этого кадра была применена центральная точка съемки объекта. В итоге была получена фотография с фронтальной композицией, в которой правая и левая части количественно и качественно практически равны, за счет этого и достигается равновесие всего снимка.

Существует еще одна возможность получения уравновешенной композиции – размещение главного объекта изображения в центральной части кадра, приближение этого объекта к вертикальной оси картины, как это показано на снимке ниже.

003 1

Снимок 3. Фотоэтюд

На следующем снимке композиционное равновесие достигается за счет размещения двух основных элементов композиции в разных частях кадра (один расположен левее, другой – правее относительно вертикальной оси кадра). Эти элементы сопоставляются между собой и взаимно уравновешиваются.

004 3
004 3

Снимок 4. В новогоднюю ночь

Мы рассмотрели простейшие примеры уравновешенных композиций, которые достаточно широко используются в практической фотографии, кстати, они далеко не единственные. Создание композиционного равновесия кадра – очень гибкий творческий прием, который имеет множество вариантов реализации.

Особенности создания композиционного равновесия

Посмотрим на снимок ниже. Имеет ли он композиционное равновесие? Однозначно, да. Но при этом количество элементов, составляющих изображение, в разных частях кадра не одинаково.

005 2

Снимок 5. На велотреке

Справа на снимке находится велосипедист. Также имеется слегка затемненный передний план. В левой половине снимка нет никаких равнозначных элементов. Тогда в этом конкретном примере за счет чего достигается композиционное равновесие?

Оказывается, что уравновешивающим элементом фигуры велосипедиста является направление развивающегося движения. Этого незримого элемента более чем достаточно для достижения равновесия на снимке.

Но самое интересное в том, что если бы мы разместили какой-то предмет в левой части кадра, то он был бы совершенно лишним, он создавал бы препятствие на пути движения, что существенно снижало бы динамичность снимка.

И другие элементы могут создать композиционное равновесие снимка. Так, на снимке ниже основной объект изображения находится в правом верхнем углу кадра, а противоположная часть заполнена только падающей тенью и световым пятном.

006 1

Снимок 6. В жаркий полдень

Между тем этих элементов оказывается достаточно для придания композиционного равновесия снимка.

Возникает вполне закономерный вопрос, к чему же сводится работа по установлению композиционного равновесия в кадре? Этот процесс чисто условно может быть разделен на две фазы:

  1. нахождение в видоискателе фотокамеры места для размещения главного объекта изображения;
  2. заполнение противоположной свободной части кадра другими элементами объекта съемки и композиции.

Графически весь процесс показан на изображении ниже.

Рисунок 1. Этапы создания композиционного равновесия натюрморта

На рисунке показан поэтапно весь процесс создания композиционного равновесия натюрморта. Это учебное упражнение, позволяет развить у фотографа художественный вкус, чувство гармонии. По мере роста мастерства формируются прочные навыки композиционного творчества и две раздельные фазы сливаются в один общий изобразительный прием построения кадра как единой неделимой картины.

Особенности неуравновешенных комопзиций

Следует понимать, что далеко не все снимки приводятся в композиционное равновесие. Существуют и неуравновешенные композиции, но они, как правило, рождаются в процессе поиска композиционного решения далеко не случайно, как это получилось со снимком 1.

Нарушение композиционного равновесия в таких снимках является хорошо продуманным приемом оригинальной организации кадра. Благодаря такому подходу фотограф создает определенный зрительный эффект, который выражает глубже и полнее содержание картины. Нарушение композиционного равновесия вносит в кадр элемент неустойчивости, беспокойства, благодаря чему возникает своеобразная динамичность снимка.

Именно эти свойства неуравновешенной композиции фотограф сознательно использует для выразительного решения определенных смысловых задач.

Снимки, лишенные композиционного равновесия встречаются значительно реже, чем снимки, имеющие композиционное равновесие, которые широко распространены в пейзаже, портрете, натюрморте и других случаях фотосъемки. Фотограф, используя различные технические приемы съемки, может расположить в кадре элементы композиции таким образом, что будут прослеживаться четкие связи между ними и возникнет композиционное равновесие.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий