Восприятие цвета глазом позволяет увидеть всю красоту окружающего мира во всех его оттенках. Наши глаза при этом фиксируют только отраженные от предметов лучи. Благодаря лучам света, которые отражаются под различными углами, преломляются по-разному в различных средах, формируется многообразие форм и оттенков цвета.
Из школьного курса физики известно, что свет обладает двоякими свойствами, с одной стороны он ведет себя как электромагнитная волна, а с другой стороны как поток фотонов. Если мы посмотрим на шкалу электромагнитных волн, то видимый свет занимает на ней лишь небольшой отрезок.
Рисунок 1. Шкала электромагнитных волн.
В природе наблюдать весь видимый спектр цветов можно во время дождя, когда на небе возникает радуга. Некоторые люди и животные способны воспринимать цвет глазом в ближнем инфракрасном или ближнем ультрафиолетовом диапазоне.
За восприятие цвета глазом у человека отвечают особые клетки – фоторецепторы, которые находятся в сетчатке глаза. Их еще называют колбочками. Делятся они на три группы. Каждая из групп способна реагировать только на один цвет – красный, синий или зеленый. Слияние этих трех цветов в различных долях и позволяет получить все многообразие видимых оттенков.
В цифровом фотоаппарате изображение формируется на светочувствительной матрице, которая подобно человеческому глазу воспринимает три базовых цвета. Но есть ряд существенных отличий.
Различия в восприятии цвета глазом и сенсором фотокамеры
Первое отличие заключается в том, что человек видит окружающий мир двумя глазами. Это позволяет получать стереоизображение. Каждый глаз видит определенную свою точку, а мозг интерпретирует эту информацию как объемное изображение. Цифровая фотокамера имеет только один объектив и фотографу для придания снимку объемности приходится применять особые приемы.
Второе отличие заключается в том, что человек постоянно видит движущееся изображение. Фотокамера фиксирует статичную сцену, поэтому фотограф должен для передачи эффекта динамики изображения прибегать к специальным приемам. Эффективность которых прямо пропорциональна его знаниям, мастерству и опыту.
Третье отличие заключается в том, что глаз человека неспособен сразу охватить всю сцену в деталях. Когда мы смотрим на объект, то наши глаза хаотически движутся, сканируя изображение и выхватывают только основные, смысловые детали, оставляя без внимания более мелкие. Например, изображения фигур людей и животных являются такими смысловыми деталями. Человек не осознанно воспринимает их, даже если при этом они очень маленькие в сравнении с другими объектами. Фотокамера беспристрастно фиксирует все объекты, которые оказываются в кадре в момент спуска затвора.
Наряду с этими основными отличиями существует еще целый ряд менее значимых, которые могут стать причиной того, что на фотографии шикарный реальный пейзаж может потерять всю свою прелесть. Профессиональные и опытные фотографы, применяя особые приемы и учитывая восприятие цвета глазом добиваются поражающих воображение снимков, которые передают объем, движение, а также вызывают у зрителя определенные чувства.