Освещение при портретной съемке имеет ряд особенностей, которые часто не учитывают начинающие фотографы, что приводит к ошибкам создания соответствующего светового эффекта. В прошлой статье мы рассмотрели на примере, как следует производить расстановку осветительных приборов.
Сегодня поговорим о том, какие ошибки возможны при неправильном подходе к освещению при портретной съемке. Рассмотрим представленную ниже схему освещения объекта съемки.
Ошибки освещения при портретной съемке
Рисунок 1. Схема освещения
При такой расстановке осветительных приборов мы получим, что на модели и справа и слева будут образованы одинаково яркие блики. Световые акценты возникнут на щеках, на висках и на шее. Пример этого представлен на снимке ниже.
Снимок 1. Двухстороннее освещение при портретной съемке ломает объем
Эти световые пятна будут наиболее яркими в кадре и соответственно, будут притягивать к себе взгляд зрителя, в то время как центральная часть лица будет находиться в полутени и, что вполне естественно, окажется вне внимания зрителя.
Множество световых бликов раздробят и сломают рельеф и объемную форму лица. Глаза, находящиеся в тени при таком освещении совершенно будут невидны, что просто недопустимо при портретной съемке. Кроме того, лицо модели полутенью как бы рассекается, из-за чего нарушается округлость формы головы.
Посмотрим еще раз на представленную схему освещения при портретной съемке. Какой принцип заложен здесь в расстановке осветительных приборов? Почему, к примеру, осветитель №1 направлен на модель именно с этой позиции? Почему прибор №2 находится на таком же расстоянии что и прибор №1, но с противоположного направления?
Ответить на эти вопросы не представляется возможным, так как нет ни какой идеи в такой схеме освещения при портретной съемке. Фотограф подошел чисто формально к постановке света. Каждый из осветительных приборов работает самостоятельно и ни как не взаимодействует с другими.
Из всего этого напрашивается вывод: световой рисунок только тогда становится четким и ясным, когда работа всех осветительных приборов подчинена действию главному источнику света, задающего данный эффект освещения.
Практика показывает, что если фотограф подходит к освещению при портретной съемке с позиции, которую только что рассмотрели, то результат его работы вполне удовлетворяет запросы зрителя, снимок получается выразительным, ярким. В противном случае получается маловыразительный снимок, лишенный каких бы то ни было световых эффектов.