Понятие тона в композиции часто совмещают, отождествляют с понятием цвета. Если под цветом понимается чисто зрительное ощущение, получаемое посредством раздражения сетчатки глаза световыми волнами различной длины, то тон является степенью яркости, насыщенности того или иного одного цвета видимой части солнечного спектра.
До недавнего времени все цвета окружающего мира в фотографии передавались в серых тонах – от практически черного до практически белого. Это было связано с особенностью фото-химического процесса обработки фотографических материалов. Когда требовалось получение фотоизображения коричневого, красного, зеленого или какого-либо иного цвета, то производилась соответствующая химическая обработка позитива.
Для упрощения понимания сути тона в композиции рассмотрим упрощенный вариант на примере серых тонов. Для начала разместим все тона и полутона в последовательности от темно-серого до светло-серого в строгом порядке. Мы получим последовательность различных тонов, которая называется шкалой тонов или тональной шкалой.
Тон в композиции и тональная шкала
Следует заметить, что для каждого цвета тональная шкала будет своя. Каждая тональная шкала содержит много полутонов, плавно переходящих один в другой.
Если же полутонов на снимке меньше и при том переходы между ними более четкие, то расположив полутоны последовательно, получим так называемую нормальную шкалу тонов.
Если же переходы одного тона в другой являются резкими, полутона отсутствуют, то такой снимок будет являться контрастным, а тональная шкала этого снимка будет короткой.
Про снимок, в котором доминируют светлые тона, говорят, что он светлый в тоне. А снимок, где преобладает темная часть шкалы тонов, называется соответственно темным в тоне.
На снимке светлом в тоне некоторые незначительные элементы изображения могут быть представлены в резко отличном тоне – темными. И, наоборот, участки яркие светлые могут оказаться на снимке темными в тоне. Такие выделяющиеся по тональной окраске небольшие элементы изображения более выразительны, более ярко выявляют общий характер снимка – светлого или темного в тоне.
Сам тон в композиции является чрезвычайно богатым изобразительными возможностями элементом. Тоном в композиции, как и линиями, можно передать и глубину пространства, и эффект объемности, и саму форму объектов. По тону в композиции мы можем судить об интенсивности природной окраски объектов.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!