Создать художественное произведение невозможно без использования композиции, без приведения к гармонии всех ее элементов. Базовые признаки композиции являются важными средствами отражающими правильность построения композиции.
Под композицией принято понимать целенаправленное построение целого, в котором расположение и взаимосвязь элементов обуславливается идеей, общим содержанием, назначением и гармонией целого. Полностью готовое произведение также часто называют композицией, к примеру, музыкальное произведение, произведение живописи и др.
Слово композиция в переводе с латинского языка обозначает сочинение, составление, взаимосвязь. Перечисленные значения также заложены в современное понимание композиции. Когда говорят о композиции, то всегда имеют ввиду некоторую целостность, присутствие сложного строения, которое содержит противоречия, приведенные к гармоническому единству за счет четких связей между всеми элементами.
Таким образом, композиция является способом организации некоего материала искусства. В нашем случае под материалом понимается не только физическая масса – гранит, краски, слова и прочее, но и сам сюжет, натура, идея, — словом все, что творчески преобразуется и создает художественное произведение в его законченной форме.
Расположение этого материала по канонам художественного построения называют формой произведения. В понимании формы это не физическое воплощение в какую-то оболочку. Форма раскрывается через активное начало преобразования материала.
Композиция выступает в качестве способа художественного построения формы – законченного художественного произведения. Без четкого осмысления композиционного построения невозможно выносить суждения о произведениях, тем более создавать их.
Выстраивая композицию, приводится в гармонию форма, а это позволяет обогатить содержание и повысить ценность всего произведения. Композиция выступает как категория содержания и как категория формы. Поэтому через композицию проявляется целостное единство содержания и формы.
Примеры расположения элементов композиции
Чтобы освоить основы композиции необходимо уметь вычленять и изучать средства композиции. Основная задача – посмотреть на саму композицию со стороны формальной структурированной организации материала, сделать анализ связей и отношений, которые неизбежно образуются среди элементов формы в ходе созидания. Но сначала, следует выяснить, в чем же выражается композиционное построение и какими отличительными признаками оно обладает?
Признаки композиции
Рассмотрим признаки композиции, которые заложены в ее основу:
- Композиция предполагает наличие замысла (идеи). Композиция содержит замысел, который реализуется формальными средствами – соотношениями форм, цветовых пятен, линий.
- Композиция в большинстве случаев развивается в определенных рамках. Эти рамки задаются не только пространственными ограничениями. Их смысл в том, чтобы разделить мир реальный и мир изображенный. Благодаря этим границам перед зрителем предстает особый мир имеющий свое пространство, время, систему ценностей. Рамки разграничивают внешний, реальный мир и внутренний мир картины.
- Структурность, сложность внутреннего построения произведения. Композиция определяет наличие частей, между которыми есть система отношений.
- Сложное целое содержит неравноценные по смыслу и значению части. В нем неизбежно присутствует главное и второстепенное, центр и периферия, т. е. наблюдается соподчиненность частей.
- Единство и цельность. В законченной композиции все имеет четкие связи и все подчинено главной цели. Эти связи проявляются и в сюжетно-образном решении произведения, в упорядоченности его формы.
- Гармония целого. Любое произведение содержит в себе борьбу противоположных начал. Эта борьба просматривается и в сюжете и в формальном решении. Все моменты, выражающие противоречия в композиции уравновешиваются и приводятся в гармонию.
Принципы композиции
Мы рассмотрели признаки композиции. Эти признаки являются зримым проявлением самых важных принципов композиции, которые заложены в основу. К ним относят следующие:
- Принцип целесообразности.
- Принцип единства сложного (целостность произведения).
- Принцип доминанты.
- Принцип соподчинения частей в целом.
- Принцип динамизма.
- Принцип равновесия, уравновешенности целого.
- Принцип гармонии.
Данные принципы исходят из естественных факторов, из того, как воспринимает человек реально существующую действительность и из стремления к познанию, в искусстве как в механизме освоения окружающей действительности и как форму общественного сознания.
Более детально принципы композиции рассмотрим позднее в следующих статьях.