Почему начинающие фотографы делают ошибки в композиции кадра? С одной стороны, казалось бы, недостаточно опыта. С другой – несоблюдение законов композиции из-за простого незнания или непонимания их. Изучив фотоаппаратуру, технику съемки, разобравшись с программами обработки фотографий, фотограф вроде как приобретает необходимые знания и умеет делать фотоснимки.
Ошибки композиции снимков и их причины
Однако сделанные фотографом работы показывают, что полученных знаний достаточно для получения технически грамотных снимков, а они содержат неинтересные изобразительные результаты. Снимки не привлекают внимание зрителя, они скучны и невыразительны. В чем причина такого явления? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Посмотрите на снимки натюрморта, пейзажа, портрета и репортажного снимка ниже. С технической точки зрения они выполнены вполне неплохо: наблюдается резкость, правильно задана экспозиция, грамотно отпечатаны. Но при этом данные снимки нельзя ни как назвать хорошо получившимися.
Снимок 1. Ошибки композиции натюрморта
Снимок 2. Ошибки композиции пейзажного снимка
Снимок 3. Ошибки композиции в портрете
Снимок 4. Ошибки композиции в репортажном снимке
Представленные снимки производят впечатление случайных кадров, где совершенно не прослеживается работа фотографа. Более того, совершенно не раскрыта тема для зрителя и это одна из ошибок композиции. Посмотрите на снимок 4 и скажите, что изображено на нем? Для ответа на этот простой вопрос вам придется довольно долго и пристально его рассматривать.
Чтобы понять более полно суть проблемы взгляните на серию снимков ниже, родственных им по сюжету. Становится очевидным, что знание техники фотографии не гарантирует получения выразительного, яркого и запоминающегося снимка.
Снимок 5. Натюрморт
Снимок 6. Молодая тайга
Снимок 7. Портрет рыбака
Снимок 8. На ринге
Почему так сильно отличаются снимки 5, 6, 7 и 8 от снимков 1, 2, 3 и 4? В чем секрет и причины выразительности этих фотографий?
Рассмотрим снимок 1. На нем все предметы натюрморта расположены вдоль горизонтальной оси кадра. Они все совершенно равнозначны и поэтому зритель не может сосредоточить внимание на какой-то одной детали снимка. Взгляд зрителя равнодушно блуждает по снимку не останавливаясь ни на каком элементе, а сама картина не привлекает его внимание и поэтому не оставляет ни каких впечатлений от увиденного.
Все объекты сосредоточены в центре кадра, а сверху и снизу остались свободные пространства, которые не заняты и легко могут быть удалены в результате кадрирования, которое ни как не повлияет на содержание снимка. В этом заключается еще одна ошибка композиции.
Проведем анализ снимка 5. Здесь плоскость кадра использована гораздо лучше. Предметы гармонично распределены в кадре, причем сразу привлекают внимание те предметы, которые попадают в световое пятно от лампы. И, несмотря на гораздо меньшее количество предметов по сравнению со снимком 1, выбранная тема раскрыта гораздо убедительнее благодаря акцентированию на основных предметах натюрморта.
На снимке 5 нет свободных и незаполненных пространств, которые легко можно исключить кадрированием.
Теперь рассмотрим снимок 2. Как построен данный кадр? Ответить на этот вопрос сложно, так как материал распределен в рамках кадра хаотично. А как выбраны границы кадра? Глядя на снимок создается ощущение, что фотограф вообще не задумывался об этом. И это хорошо становится видно, если смещать к центру или от него верхнюю правую или левую сторону прямоугольника кадра.
Данную операцию не проделать со снимком 6. Здесь границы кадра заданы так, что каждая из них обусловлена включенным в снимок элементом объекта съемки. И границы кадра невозможно сдвинуть, чтобы не вышел из поля зрения один из этих элементов, что приведет к ухудшению снимка.
В портретном снимке 3 нет нужной направленности композиции. Девушка помещена точно в центр кадра, из-за чего справа появилось свободное пространство, а взгляд девушки упирается в левую границу кадра. На снимке явно недостает свободного пространства, в то время как на противоположной стороне его избыток это тоже ошибка композиции, которую совершил фотограф. А вот снимок 7 построен гораздо лучше.
Посмотрите на репортажный снимок 4. В нем нет зрительного центра. Это означает, что в кадре нет выделения главного, и снимок выглядит пестрым, чрезвычайно перегруженным деталями.
В репортажном снимке 8 расставлены нужные акценты, которые организуют изображение, обращают внимание зрителя на главное в кадре.
Рассмотренные примеры наглядно иллюстрируют, как влияет распределение элементов в кадре на его восприятие зрителем. Крайне важно выяснить, какое место займут на снимке предметы и фигуры, как они будут сопоставляться, какие связи будут между ними, как будут выбраны границы кадра и организованы зрительные и смысловые акценты.
Таким образом, фотоснимок должен быть построен по определенным закономерностям, которые обеспечивают четкость изображения, определенность и выразительность, глубокое и убедительное раскрытие содержания. Игнорирование этих положений непременно приводит к ошибкам композиции.