Как и в любом деле в фотографии тоже есть свои правила и законы. В этой статье рассмотрим закон взаимозаместимости и то, как фотограф должен ему следовать. Делая снимки различных сюжетов, фотограф выбирает различные сочетания выдержки и диафрагмы – малая выдержка и большая диафрагма или наоборот, сочетание большой выдержки при малой диафрагме.
Например, малая выдержка необходима для съемки динамичных объектов, причем чем выше динамика, тем меньшую выдержку следует выбирать, иначе фотограф получит смазанный снимок.
Но здесь фотографа подстерегает опасность. Малые выдержки означают, что на сенсор фотокамеры или пленку будет попадать меньшее количество света, и для компенсации этого явления следует увеличивать диафрагму.
С одной стороны вроде бы все правильно и логично, но малые диафрагмы позволяют получать большую глубину резко изображенного пространства. Чтобы было более понятно, о чем конкретно идет разговор, проиллюстрируем на примере.
Проводя фокусировку на предмете, удаленном на расстояние 3 м от фотокамеры, фотограф получает относительно резкое изображение этого объекта. Но кроме самого объекта в фокусе окажутся другие предметы, расположенные ближе и дальше от фотокамеры.
Глубина резкости всецело зависит от диафрагмы. Чем меньше диаметр относительного отверстия диафрагмы, тем больше глубина резкости. Следовательно, если фотографу необходимо установить меньшую выдержку или исключить резкость ненужных деталей заднего плана, то ему следует установить больший диаметр диафрагмы.
Рисунок 1. Глубина резкости зависит от величины диафрагмы (а, б) и от расстояния, на которое сфокусирован объектив фотокамеры (в).
Если при съемке задний план является неотъемлемой частью сюжета и должен быть воспроизведен с определенной резкостью, то для реализации этого требуется большая выдержка и относительно малая диафрагма. Если объект при этом еще плохо освещен, то вероятнее всего потребуется и большая выдержка и большая диафрагма.
В некоторых случаях значения выдержки и диафрагмы могут оказаться весьма противоречивыми. Например, требуется получить большую глубину резкости при съемке очень динамичного объекта, однако его освещение недостаточно. В этом случае фотографу приходится искать компромисс.
Такой принцип иначе называется законом взаимозаместимости и именно на его основе производится градуировка шкал всех экспонометров.