Что такое перспектива в фотографии мы разобрались. Новый термин – ракурс съемки требует некоторых пояснений. Обратимся к Википедии для определения этого понятия.
Ракурс — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.
Ракурс киносъёмки — изображение объекта с различных точек зрения как неподвижной, так и движущейся кинокамерой.
Таким образом, в фотографии под ракурсом понимается перспективное сокращение формы предмета при его съемке с разных точек и под разными углами.
Ракурс съемки и форма объекта
Фотограф производит съемку в самых разных условиях: в помещении, на открытом воздухе. Во многих этих съемках особое значение играет передача объема и формы предметов, а не только глубина пространства. Не имея должного навыка съемки и минимальных теоретических знаний, начинающий фотограф способен в своих работах исказить представления о предметах и нарушить основные черты сходства.
Нам уже известно, что наглядное представление об объекте получается путем сравнения его с заведомо известным нам объектом. Снимая, например, автомобиль, фотограф вводит в зону кадра фигуру водителя – это сразу дает возможность зрителю определить масштаб автомобиля.
Фотографируя фрукты или овощи, необходимо сопоставить их с каким-то знакомым зрителю предметом, в противном случае сложно будет судить о размерах этих плодов.
Также, мы раньше говорили о том, что при близком расположении объекта от объектива фотокамеры происходит резкое соотношение масштабов переднего и заднего планов, что вводит зрителя в заблуждение относительно реальных размеров объекта, расположенного на переднем плане.
В съемке разного рода бытовых сюжетов и сцен, ограниченных размерами помещения, эффект линейной перспективы помогает передать объемы и формы. Однако это совсем не означает, что перспективное изменение масштабов выявляется только при наблюдении зрителем больших объектов – архитектурных сооружений, шоссейных дорог, внутренних видов залов, помещений и т. д.
Ракурс съемки на практике
Проделайте простой эксперимент. Возьмите в руки фотоаппарат (будет очень хорошо, если он имеет широкоугольный объектив) и подойдите ближе к фигуре человека (желательно родственнику или другу). Вы на практике увидите, что ближе к фотокамере находящиеся рука или плечо будут выглядеть на снимке непропорционально большими.

Гораздо больший эффект будет выражен если съемку делать не только с близкого расстояния, но под углом к плоскости фотографируемой фигуры. Такая съемка называется ракурсной. Про сам объект говорят, что он снят в ракурсе.
На практике выделяют два вида ракурса:
- при высокой точке съемки. Фигура какого-либо объекта или человека получается приплюснутой.
- при низкой точке съемки. Фигура человека или какой-либо объект выходят «заваленными» — нижняя часть фигуры получается в непропорционально большом масштабе по сравнению с верхней частью.
Посмотрите на изображение ниже. На нем показана схема двух видов головы. При съемке, например, головы человека в ракурсе с близкой точки выходят резко увеличенными черты лица, находящиеся ближе всего к объективу. В итоге фотограф получает портреты с выпяченным подбородком, со слишком большим носом, ушами, лбом и т. п.

Такие работы производят отталкивающее впечатление, да и сами модели могут сильно обидеться на фотографа. К сожалению, этим грешат новички. Поэтому портретную съемку следует осваивать, когда уже есть определенные навыки съемки и понимание.
Использование ракурса при съемке с близкого расстояния вызывает ошибки, но если ракурсная съемка сделана с удаленной точки, то перспективные искажения масштабов практически отсутствуют. В этом отношении очень нагляден снимок «Обмолот гречихи» ниже.

Снятые на первом плане в ракурсе люди рядом с молотилкой не воспринимаются нами как искаженные. Даже наоборот, ракурс съемки подчеркнул всю сложность и трудоемкость процесса обмолота гречихи.
Ракурс съемки с низкой точки
Ракурс при низкой точки съемки бывает оправдан, когда глаз зрителя не воспринимает полученное изображение как входящее в противоречие с привычным восприятием окружающих объектов.
Но совершенно неоправданной выдумкой является пример ракурса съемки, как снимок дома, представленный на изображении ниже.

В таком виде человек увидит строение, если ляжет у самого основания или, подойдя вплотную к фасаду, задерет голову вверх. Подобный ракурс съемки искажает вид здания и вводит зрителя в заблуждение относительно масштаба строения.
Подытоживая выше сказанное, из всех имеющихся средств линейной композиции на передачу объема и формы объектов основное влияние оказывают выбор объектива и точка съемки. При этом наиболее важным по своей выразительности приемом, который следует использовать наиболее вдумчиво и аккуратно, является ракурс съемки как при низкой так и при высокой точках.