За счет каких технических и изобразительных средств достигается лаконичность фотографии? Это достаточно сложный вопрос, ответ на который требует определенной теоретической и практической подготовки слушателя. В двух словах, конечно, дать развернутый ответ не получится. Поэтому лучше всего ответ проиллюстрируем на примере.
Большие возможности для достижения конструктивной четкости снимка дает свет. Возможности света заключаются в том, что можно делать акценты на главном объекте изображения, исключать из внимания второстепенные элементы композиции.
Лаконичность фотографии в примерах
Рассмотрим снимок ниже. В нем яркое пятно света охватывает главный объект снимка и делает его основным композиционным элементом. Остальное пространство кадра имеет более низкую тональность, а потому не конкурирует с главным в снимке.

Конструктивная четкость снимка требует простоты в его композиционном, световом и тональном решении, определенной сдержанности в использовании изобразительных средств. Кадр не может и не должен быть перегружен, потому что при этом возникает пестрота снимка, затрудняется его восприятие.
Художественное использование изобразительных средств, приводит к лаконичности фотографии, к краткости и четкости выражения мысли фотографа.
Посмотрите еще раз на снимок. В нем имеется всего три элемента – на переднем плане скворечник, заниженная линия горизонта и облака на небе. А теперь представьте себе, что в кадр фотограф ввел еще другие элементы: деревья, изгородь, крыши домов и т. п. При таком разнообразии объектов выразительность изображения однозначно станет хуже и потеряет свою четкость и определенность.
Зритель просто не увидит отчетливо главные элементы изображения, так как его внимание будет рассеяно на второстепенные детали. Именно по этой причине фотограф исключил их из кадра, и теперь мы можем наблюдать лаконичность фотографии.
За счет чего достигается лаконичность фотографии
Лаконичность фотографии крайне важна, но достигается она очень непросто. Случается так, что интересный объект окружен множеством второстепенных элементов:
- в пейзаже это могут быть опоры линий электропередач, провода, пересекающие кадр;
- в репортажной съемке это могут быть люди, идущие по улице и заглядывающие в объектив.
Несмотря на это, в большинстве случаев эти помехи можно устранить, если:
- фотограф умеет выбирать правильную точку съемки;
- фотограф знает возможности различных композиционных построений и световых решений снимка;
- фотограф чувствует художественные эффекты освещения;
- фотограф умеет выбрать правильный момент съемки.
При прочих равных условиях вполне возможно достигнуть определенной лаконичности фотографии, все зависит от самого фотографа, его знаний и сформированности определенных навыков.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!