Главный объект изображения в кадре

glavnyj obekt izobrazheniya v kadre Композиция в фотографии

Главный объект изображения придает снимку объективное и выразительное раскрытие его содержания. Посмотрите на снимок ниже, он является чересчур пестрым и невыразительным именно по причине того, что внимание зрителя в нем ни на чем определенном не сосредотачивается и взгляд блуждает по всей его площади, нигде не задерживаясь.

001 10 1

Снимок 1. На снимке отсутствует главный объект изображения

Основным недостатком представленного снимка является отсутствие выделения главного объекта изображения. Снимок не имеет нужного смыслового и зрительного акцента. Вспомогательные элементы композиции представлены на снимке в тех же подробностях, что и главный объект изображения и отвлекают на себя внимание зрителя. Кроме того, наличие пестрого фона только усугубляет результат.

Главный объект изображения на переднем плане

Проведите сравнение со снимком ниже. На представленном снимке зритель сразу же определяет главный объект изображения – бокал. Этому способствует помещение главного объекта изображения на передний план.

002 6

Снимок 2. Натюрморт

Фотографам известен тот факт, что предметы и фигуры, находящиеся близко к точке съемки, на снимке выглядят более крупно, чем предметы, удаленные от нее. Отсюда следует, что к таким предметам и фигурам взгляд зрителя будет привлечен в первую очередь.

Таким образом, помещение главного объекта изображения на передний план является одним из способов его выделения в кадре.

Геометрический центр кадра и главный объект изображения

Предлагаю провести простой эксперимент. Возьмите любой снимок, на котором нет расставленных акцентов и изобразительные элементы распределены равномерно по всей плоскости кадра. Куда прежде всего будет направлен взгляд зрителя при рассмотрении такого снимка?

Практический опыт подсказывает, что это будет место пересечения диагоналей прямоугольника кадра. Этой особенностью можно воспользоваться для привлечения взгляда зрителя к тому, на что фотограф хочет обратить его внимание в первую очередь.

Действительно, рассматривая снимок ниже, мы в первую очередь обращаем внимание на малыша, который является смысловым центром кадра, и видим его предельно ясно и отчетливо. Это происходит благодаря тому, что его положение совпадает с центром кадра.

003 1 1

Снимок 3. Фотоэтюд

Таким образом, главный объект изображения можно выделить путем совмещения смыслового центра композиции с геометрическим центром кадра.

Освещение как способ выделения главного объекта изображения

Существует еще один замечательный способ решения задачи выделения главного объекта изображения на снимке – свет, который довольно часто применяется при фотосъемке для этой цели.

Посмотрите на снимок 1 и снимок 4. Сложно сразу определить, что является на них главным объектом изображения, что привлекло внимание фотографа при съемке, с какой целью сделаны эти кадры и на что в первую очередь следует обращать внимание зрителю при просмотре снимков.

004 5 1

Снимок 4. Пример снимка, на котором сложно определить главный объект изображения

Такая неопределенность объясняется тем, что все изобразительные элементы в обоих снимках имеют одинаковое освещение и поэтому они для зрителя равнозначны, ни один из элементов не имеет преимуществ.

Равномерное освещение объекта съемки сглаживает изображение, выравнивает его тона и лишает объект зрительных акцентов.

На следующем снимке освещение построено совершенно иначе. Основной световой поток направлен на главный объект изображения. Свет освещает его, четко прорисовывая формы контура. Другие участки поля кадра освещены не так ярко, и поэтому на их фоне главный объект изображения отчетливо выделяется на снимке и легко все внимание зрителя переключает на себя.

005 4

Снимок 5. Памятник балерине

Световой акцент на главном объекте изображения – прекрасный способ привлечь к нему внимание зрителя.

Линейное построение снимка также помогает решить задачу выделения главного объекта изображения на снимке. Все линии в кадре устремляются к единой точке схода, и по ним скользит взгляд зрителя, к примеру, от переднего плана в глубину в том случае, если основные линии идут именно в таком направлении.

И если в глубине, в точке схода линий, размещен главный объект изображения, то благодаря такому построению снимка главное в кадре становится доминирующим.

Главный объект изображения и тональная организация кадра

Следующим способом выделения главного объекта изображения является тональная организация кадра. Посмотрите на снимок ниже. На фотографии обращает на себя внимание темная по тональности скульптура, которая выделяется на более светлом фоне.

006 3

Снимок 6. Памятник Ломоносову

Может быть и другое решение: фон затемнен и на нем контрастирует светлая фигура, которая, конечно же, будет привлекать внимание.

007

Снимок 7. На зимнем корте

Главный объект изображения и резкость снимка

Еще один пример снимка представлен ниже. Здесь главный объект изображения отчетливо выделяется за счет более резких контуров, т. к. наводка сделана именно на заданное расстояние, на котором находится объект съемки.

В то же время фон отображается с гораздо меньшей резкостью и поэтому внимание зрителя на нем не акцентируется.

006 1 1

Снимок 8. В жаркий полдень

Таким образом, высокая степень оптической резкости главного объекта изображения и потеря резкости на второстепенных деталях помогают выделению основного, главного объекта.

Рассмотренные выше приемы выделения главного объекта изображения не исчерпывают всех творческих возможностей решения данной задачи. Можно придумать еще целый ряд приемов, не менее эффективных, для достижения цели ясного и четкого построения фотоснимка.

Отработав на практике эти основные принципы, каждый фотограф — художник в своей творческой деятельности рано или поздно обнаружит эти средства и приемы, которые решают важнейшую закономерность композиционного построения кадра – выделение главного объекта изображения из всего материала в кадре.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий