Групповой снимок является довольно частым сюжетом в работе любого фотографа. Различные праздники, мероприятия, семинары, действия не обходятся без того, чтобы не запечатлеть их на память. С одной стороны это хорошо, но как правильно сфотографировать группу людей, чтобы получить действительно хороший снимок, а не шаблонную копию?
Все дело в том, что при съемке групповых портретов фотографу приходится работать с несколькими линиями направления взглядов и тут нужно быть предельно внимательным. От фотографа требуется не только знание основ и правил построения композиции, но и знание некоторых законов и правил из психологии.
Особенности групповых снимков
Сначала разберем техническую часть, а вопросы психологии оставим на десерт. Выделяют ряд элементарных сочетаний положения людей в кадре. Рассмотрим два из них. На первом рисунке (ниже) показан пример съемки двух человек в фас. Кадр как бы делится пополам воображаемой линией (показана пунктиром). Причина этого кроется в том, что фигуры людей в кадре ни чем не связаны друг с другом.
Некоторые фотографы, понимая это, стараются сделать постановочный кадр, предлагая, например, одному человеку положить руку на плечо или еще как-то создать связь. Такая постановка группового снимка приводит к тому, что снимок выглядит шаблонно, не естественно, а это сильно бросается в глаза зрителю.
Посмотрите на второй рисунок ниже. На нем в кадре присутствует конструктивная линия – диагональ. Вдоль диагонали направлены взгляды сфотографированных людей. Между фигурами присутствует связь и кадр выглядит целостно.
Конечно, в таком схематичном виде направление встречных взглядов по диагонали встречается крайне редко. Однако такое построение группового кадра целесообразнее использовать в построении кадра из группы нескольких человек.
Линии направления взгляда на групповых снимках
В ряде случаев линия направления взгляда может лежать в одной плоскости, параллельной плоскости самого кадра.
Когда же взгляд человека обращен в сторону фотокамеры, то наблюдается очень интересное явление – зритель начинает чувствовать кадра, которое как бы отдаляет его от того, кто запечатлен на снимке.
Наоборот, если человека сфотографировать когда его взгляд обращен в сторону дальних планов, то зритель начинает воспринимать глубину пространства, инстинктивно следуя вдоль линии взгляда.
Рассмотренные свойства линий взглядов, воображаемых линий, но оказывающихся в ряде случаев основными конструктивными элементами композиции, довольно широко применяются фотографами.
Эти линии помогают не только определить взаимосвязь между участниками съемки, но также способствуют передаче глубины пространства.
Психологические особенности групповых снимков
Недостаточно грамотный и осмысленный подход к съемке группы людей может привести к шаблонному групповому снимку. Есть еще психологический момент съемки групповых портретов. Большинство людей перед фотокамерой чувствуют себя не в своей тарелке. Это чувство передается невербально и зрителям это прекрасно видно на снимке.
Опытные фотографы умеют разговорить человека, снять с него излишнее напряжение и, давая ненавязчивые советы помочь выбрать правильную позу при съемке.