Съемка при слабом освещении сопряжена с рядом трудностей, которые вызваны определением экспозиции и высоким контрастом объектов съемки. В условиях слабого освещения тональности ночных сцен распределяются совершенно иначе чем при естественном дневном свете.
Практически невозможно обнаружить слабоосвещенный объект, у которого бы непроницаемые тени соседствовали с яркими бликами. Снимая любой интерьер при дневном освещении в кадр непременно попадут и окна, и тени в глубине комнаты, при этом возможно усилить контраст, установив более темную мебель.
Снимая артиста на сцене, его фигура может выделяться в лучах софитов, а остальные участки сцены будут окружены полумраком. Если съемка ведется на концерте, то в кадре обязательно окажутся яркие блики от костюмов исполнителей и инструментов.
Наряду с контрастом снимая при слабом освещении фотографа ожидают трудности при использовании длинных выдержек, особенно когда требуется обеспечить определенную глубину резко изображаемого пространства.
Однако стоит отметить, что в большинстве подобных случаев не всегда требуется тщательная проработка мельчайших деталей объекта, который находится в движении или протокольно точная цветопередача в условиях слабого освещения, ведь глубокий контраст не такое страшное дело.
Снимок 1. Верхнее освещение при портретной съемке в ресторане не является лучшим вариантом. Относительно слабое переднее освещение позволяет сохранить особенности сюжета, для хорошей передачи которого необходима достаточная экспозиция.
Трудности съемки при слабом освещении носят достаточно субъективный характер, потому что определяющим является поставленная задача. Какие бы усилия ни прикладывал фотограф, у него все равно не получится передать на снимке объект, таким как он воспринимается в натуре. Это невозможно сделать даже днем при съемке с хорошим освещением.
Все дело в том, что при слабом освещении сенсор фотокамеры не способен одновременно фиксировать и тени и света, а также различать цвета или фиксировать движение, так как это делают человеческие глаза.
Кроме того, даже относительно совершенное зрение человека на самом деле не видит всего многообразия окружающего пространства – воображение человека дополняет увиденное, восстанавливает цвета, прорисовывает движение и т. п.
На снимке невозможно передать все, что отражается в сознании человека, поэтому первоочередной задачей фотографа является создание соответствующего ощущения правдоподобности.
Именно поэтому фотографу практически всегда приходится искать компромиссы и отказываться от одного ради другого, чтобы в итоге получить такой образ объекта, который бы отражал наше видение и передавал соответствующие ощущения зрителю.
Именно с таких позиций и следует подходить к определению экспозиции, проводя съемку при слабом освещении.