При макросъемке даже при дневном освещении, выступающим в качестве основного, в ряде случаев целесообразно применить заполняющую вспышку. В этом случае сама вспышка не выступает как основной источник света.
Ее роль только дополнить освещение затененным участкам кадра, так как это делает отражатель. Грамотный подход к использованию заполняющей вспышки позволит контролировать контрастность при ярком солнечном освещении. Помимо этого, заполняющая вспышка может, наоборот, добавить яркости снимку в хмурую, пасмурную погоду, когда теряется яркость цветов и их насыщенность. В отличие от моделирующей вспышки, которая при съемке является основным источником света, заполняющая вспышка полностью гармонирует с основным освещением.
Секреты работы с заполняющей вспышкой
При фотографировании с заполняющей вспышкой фотографу необходимо помнить об очень важной детали, суть которой сводится к тому, что заполняющая вспышка используется не для остановки движения в кадре, а для того, чтобы создать дополнительное освещение и сделать светлее затемненные и темные участки кадра. В качестве контролирующего фактора здесь выступает показатель освещенности.
Рисунок 1. Глаз (фотография Роберта Томпсона). Снимок сделан ранним утром в пасмурный день. Заполняющая вспышка улучшила краски.
Достижение баланса между яркостью вспышки и дневным освещением для многих фотографов является чрезвычайно сложной задачей. Чего уж говорить о новичках. Чтобы лучше понять данную концепцию, следует оперировать конкретными цифрами.
Большинство ведущих производителей вспышек предлагают режим автоматического заполнения, в котором вспышка работает согласованно с фотокамерой. В таком режиме фотовспышка автоматически определяет необходимую мощность импульса.
Фотограф может вмешиваться в этот процесс и вручную задавать интенсивность света, изменяя настройки с помощью кнопок на корпусе вспышки. Целесообразно сделать после этого ряд пробных кадров, чтобы наиболее оптимально настроить световой импульс.
Как показывает практика, большая мощность импульса заполняющей вспышки подходит для фотографирования грибов и бабочек в затененных местах леса. В остальных случаях силу импульса целесообразно понизить примерно на 1 – 1,8.
Рисунок 2. Мицена (фотография Роберта Томпсона). Изменяя мощность светового импульса заполняющей вспышки можно сделать вспышку доминирующим источником света, при этом не затемняя фон. За счет подсветки гриба с низкой точки фотограф добился появления вокруг шляпки светящегося ободка.
Использование заполняющей вспышки при съемке подвижных объектов
При фотографировании подвижных объектов заполняющая вспышка используется более ограниченно. Съемка насекомых с заполняющей вспышкой в пасмурный день может быть оправдана, только если объект съемки абсолютно неподвижен. А этого очень часто добиться очень сложно.
Малейшее шевеление фиксируется ПЗС – матрицей и на снимке появляется второе изображение, похожее на фантом. Идеальными условиями съемки является раннее утро и пасмурная погода, особенно когда в утренние часы температура воздуха ниже, чем в дневное время. При этом следует помнить, что насекомые предпочитают прятаться в листве или среди растений, что осложняет их поиски.
Некоторые фотографы хитрят и охлаждают насекомых углекислотой. В итоге на снимках можно видеть насекомых в самых неестественных позах, что делает некоторые снимки абсурдными. Особенно осторожным следует быть, делая снимки на продажу, так как любой энтомолог или натуралист с первого взгляда определит подвох.