Штатив для макросъемки также важен, как и хороший объектив. В различных книгах по фотографии авторы уделяют очень мало внимания штативам. Многие фотографы считают их менее значимыми по сравнению, скажем, с выбором объектива или другого аксессуара для фотокамеры.
Зачастую фотографы выделяют существенный бюджет на приобретение объектива, но выпускают из вида штатив, на котором они будут монтировать фотокамеру с этим объективом. Конечный результат непосредственно связан со всеми применяемыми методами съемки и оборудованием.
Штатив для макросъемки является незаменимым приспособлением в крупноплановой фотографии, он просто необходим, если фотограф серьезно относится к своей работе. Фотографы-профессионалы обычно применяют штатив во всех аспектах своей деятельности. Некоторые начинающие фотографы придумывают немало отговорок, чтобы не таскать с собой штатив, но настоящий фотограф, стремящийся получить снимки максимально хорошего качества, не может игнорировать важность штатива в процессе съемки.
Рисунок 1. Штатив для макросъемки в рабочем положении.
Рисунок 2. Фотограф при съемке использует штатив.
В настоящее время среди фотографов существуют два лагеря:
- сторонники использования штативов;
- противники использования штативов.
Как правило, противники повседневного применения штатива при съемке утверждают, что он является дополнительным весом (чего нельзя отрицать), ограничивает свободу передвижения и ловлю подходящего для съемки момента. Они любят снимать с рук, даже если выдержка превышает рекомендуемую для данного типа объектива.
Рисунок 3. Снимок лишайников сделан при одинаковых настройках фотокамеры, но левый снимок сделан с рук, а правый со штатива. Увеличив изображение сразу видна разница.
При первом просмотре снятые таким образом снимки могут показаться достаточно резкими, но стоит только увеличить масштаб… и тут становится видно, что идеал недостижим.
Подобный дилетантский подход лишает фотографа последовательности в работе и уводит от успеха. Главный принцип макросъемки – никогда не держать камеру в руках, работая с длительными выдержками. Лучше использовать штатив для макросъемки.
Например, самая длительная выдержка при съемке с рук для 100 – мм объектива составляет 1/125 с. При увеличении масштаба все недостатки и дефекты работы будут прекрасно видны. Об этом следует помнить всегда во время работы.
Преимущества штатива для макросъемки
Штатив для макросъемки имеет ряд преимуществ, которые значительно перекрывают все неудобства, связанные с его переноской и работой:
- штатив для макросъемки является опорой и позволяет установить фотокамеру так, как это требуется фотографу, облегчая фокусировку и построение композиции кадра;
- штатив для макросъемки позволяет вносить изменения в композицию и проводить сравнение отличий;
- фотограф может концентрироваться непосредственно на объекте съемки вместо того, чтобы смотреть в видоискатель при работе с кадром;
- штатив для макросъемки позволяет применять любые значения экспопары даже при малых значениях светочувствительности по ISO;
- штатив для макросъемки позволяет фотографу делать мультисъемку, обеспечивая последовательность и точность кадрирования, а также целостность композиции.
Те из фотографов, кто не пользуется штативом для макросъемки, сильно ограничивают себя в достигаемых результатах. К примеру, может оказаться так, что фотографу придется работать при ярком свете, а такая ситуация далеко не идеальная для съемки крупным планом.
Рисунок 4. Съемка в затененных лесных участках требует длительных выдержек, которые невозможно сделать без штатива. (Фото Роберта Томпсона).
Фотограф будет вынужден работать при меньшем коэффициенте увеличения, с ограниченной выдержкой, с более широкой диафрагмой при малой глубине резкости. Имея такое количество ограничений сложно достичь приемлемое качество снимков в плане резкости, точности кадрирования, фокусировки и композиции.