В практике фотографа очень часто встречается натурная съемка, съемка на открытом воздухе. Большое количество композиций в фотографии – пейзаж, репортаж, различные жанровые сцены – часто проводятся именно в таких условиях.
Возможности фотографа при натурной съемке
С какой стороны подходить к световому решению снимка при натурной съемке? В корне неверно думать, что при натурной съемке фотограф не способен как-то повлиять на световое решение выбранной темы, что оно зависит только от существующих условий освещения.
На самом деле фотограф при натурной съемке обладает целым набором возможностей использовать свет для создания выразительных снимков.
В первую очередь следует отметить разнообразность условий натурного освещения. Эти условия способны меняться с течением времени. Они зависят от погоды, облачности и большого ряда факторов.
Ранним утром, на восходе, с первыми лучами солнца поднимается легкий туман, который образует воздушную дымку. Она ослабляет прямые солнечные лучи, рассеивая их и за счет этого смягчаются контрасты светотени.
В безоблачный полдень солнце светит очень ярко. При таком освещении тени короткие и жесткие, а освещение очень контрастно.
Снимок 1. Съемка при ярком солнечном свете
Ближе к вечеру появляются длинные тени, облака на западе красиво подсвечиваются, интенсивность света постепенно уменьшается.
С наступлением сумерек небо, особенно летом, еще долго остается светлым, в то время как на земле уже совершенно темно. Деревья, строения и другие объекты на фоне светлого неба вырисовываются силуэтами. В окнах домов зажигаются огни, создавая световую картину вечера.
Становится совершенно темно. Только отдельные световые пятна от уличного освещения, из окон домов выхватывают из темноты участки улицы. Эти эффекты освещения изменяются и со сменой времени года.
В одно и то же время года, в одно и то же время суток могут появиться различные эффекты освещения. К примеру, летом в солнечный день внезапно набежала тучка, и пошел дождь. Его первые капли играют в лучах солнца. Постепенно тучи сгущаются, становится все темнее, усиливается ветер. Тучи полностью закрыли солнце, сверкают молнии.
Идет дождь с порывами ветра, а небо на горизонте начинает светлеть. Сквозь тучи прорываются лучи солнца. Они кажутся особенно яркими после грозы, блестят и искрятся в лужах. Так за короткий промежуток времени способна измениться световая картина.
Фотограф должен уметь наблюдать и отбирать эти эффекты освещения для решения своих композиций.
Таким образом, световое решение натурной съемки в первую очередь определяется выбором времени проведения съемки.
Конечно, далеко не все виды съемки и темы позволяют выбирать благоприятное время для натурных съемок. Довольно часто особенно репортажную съемку приходится проводить в назначенное время, вне зависимости от условий освещения объекта. В этом случае фотограф ограничен в выборе светового рисунка снимка, особенно если съемка проводится в плохих условиях освещения.
Но в ряде других случаев при съемке пейзажа, архитектурных сооружений, портретов и др. фотограф не привязан ко времени и может спокойно выбирать наиболее благоприятные условия освещения для натурной съемки.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!