Работа с внешней вспышкой ставит фотографа перед выбором между двумя типами вспышек. Первый тип вспышек – это небольшие приборы, которые устанавливаются в «горячий башмак» фотокамеры. Второй тип – это более крупные и тяжелые устройства молоткового типа.
На самом деле в макрофотографии размер не играет решающего значения. Гораздо важнее насколько легко и удобно использовать на практике устройство. Небольшие и легкие приборы фотограф с легкостью расположит близко со снимаемым объектом. Размер отражателя вспышки окажется гораздо больше фотографируемого объекта, а это приведет к получению более рассеянного и ровного освещения с мягкими тенями.
Рисунок 1. Образцы фотовспышек, пригодных для макросъемки.
Недостатки внешних вспышек
Подобная работа с внешней вспышкой имеет ряд недостатков, одним из которых является быстрое затухание света, получаемого от малогабаритного прибора, который установлен в непосредственной близости от объекта. Применение мощных вспышек на близком расстоянии тоже не лучшее решение, так как их больший вес требует специальных кронштейнов для удерживания в нужном положении, чтобы получить ровное освещение фотографируемого объекта. Такую тяжелую систему крайне неудобно переносить, быстро монтировать ее и эффективно использовать в полевых съемках.
Еще один существенный момент при работе с мощной внешней вспышкой заключается в том, что их приходится располагать дальше от объекта. Это приводит к тому, что они становятся точечными источниками света, которые дают направленный свет с жесткими тенями.
С другой стороны большее расстояние от вспышки до фотографируемого объекта означает, что свет будет затухать гораздо медленнее при использовании более мощных вспышек. Говоря иначе, растительные объекты на заднем плане не потребуют существенного увеличения экспозиции.
Работа с внешней вспышкой при большом увеличении
Работа с внешней вспышкой при большом увеличении, когда объектив фотокамеры находится в нескольких сантиметрах от объекта, также создает проблемы с равномерным освещением объекта, так как объектив может частично или полностью заслонять световой поток от вспышки.
Фотографу важно уметь правильно устанавливать фотовспышку относительно объектива и объекта съемки, так как это оказывает сильное влияние на качество снимка. В идеале положение вспышки должно быть над объективом под углом примерно в 45 градусов к фотографируемому объекту.
При таком положении вспышки свет создает приятное ощущение равновесия теней, и большая их часть направлена за сам объект. Работая с внешней вспышкой при съемке насекомых тени от них будут сильно бросаться в глаза, если объект сидит на листьях, либо близко находится другая растительность, либо если насекомое сидит на верхушке стебля.
В некоторых случаях высокое осевое освещение от вспышки может оказаться хорошим компромиссом, вне зависимости от того, как расположен объект. Отклонение от вертикали может более четко подчеркнуть текстуру и детали за счет возникновения резких направленных теней.