Уважаемый читатель, Вы прекрасно осведомлены, что все процессы жизнедеятельности человека проходят циклично. Например, смена сезонов года, смена дня и ночи, ритм бьющегося сердца и т. д. Психологи и физиологи определили, что люди реагируют не только на собственные ритмы, однако могут усваивать ритмы, которые идут извне. Наряду с этим организм как бы подготавливается к внешнему источнику ритма и приспосабливается к нему.
Сам процесс усваивания ритма очень сложен. Он проходит как на уровне безусловных врожденных рефлексов, так и условных, которые приобретены людьми за всю жизнь. Новейшие научные исследования показывают, что ритм является раздражителем, формирующим эстетические чувства. Именно ритм делает композицию динамичной и вызывает движение с наиболее сложной характеристикой. Динамика ритма определяется закономерным чередованием однородных объектов и пространства.
Типы ритма в композиции
Ритм в искусстве понимают как синтез качества и количества выражений художественной формы. Для наблюдателя, который воспринимает произведения искусства, существует два основных типа ритма. Первый: активно-динамический и второй: пассивно-динамический. К активно-динамическому ритму относятся звуковые, танцевальные, световые и другие виды ритма. А к пассивно-динамическому типу ритма относят ритмы в скульптуре, живописи, архитектуре, фотографии, где пластические формы существуют всегда и ощущение ритма появляется из соотношения действительно существующих элементов воздействия на зрителя.
В пассивно-динамическом типе ритма основным является характер каждого объекта, его положение в пространстве, выразительность композиционных фраз. В свою очередь, ритм также может быть простым, когда изменяется лишь какая-то одна закономерность, например, форма, расстояние между элементами, цвет, и сложным, когда элементы меняются сразу по нескольким параметрам. К примеру, изменяется конфигурация формы и заметно происходит насыщение по цвету или меняется расстояние между объектами и одновременно идет к уменьшению форма, которая тоже меняет свою фактурную характеристику.
Особенности ритма в композиции
Ритм не только делают композиции богаче, однако и может помочь организовать их. Без ритма композиции трудно обойтись. Ритм может проявляться с помощью всех изобразительных средств. Есть ритмы форм: линии, пятна и их сочетания, точки; ритмы цвета: хроматические и ахроматические; ритмы, которые выражены фактурой. В одной композиции бывает оказывается большое число композиционных фраз, которые построены на ритме и развиваются относительно друг друга параллельно, пересекаясь или могут двигаться в противоположном направлении.
Благодаря ритмическому построению активно организуется центр объема или плоскости. Знание закономерностей построения ритма во многом разрешает проблемы создания композиций различного вида, их соподчинения и единства, равновесия, как целого произведения, так и его частей.
Подведем итог…
Таким образом, использование ритма в композиции позволяет добавить ей динамики, подчеркнуть композиционный центр, выделить главное и воздействовать на зрителя определенным образом, вызывая у зрителей определенные ассоциации.
Итак, уважаемый читатель, Вам будет домашнее задание. В ближайшие несколько дней постарайтесь посетить фотовыставку. Посмотрите, как другие фотографы применяют ритм в своих работах. Прислушайтесь к себе при этом: какие ассоциации у Вас возникают, глядя на такие работы, какие образы возникают в Вашей голове, как та или иная работа воспринимается Вами. Постарайтесь увидеть положительные моменты и впоследствии применить их в своих работах.
P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!