Секреты экспозиции при съемке стандартных и нестандартных объектов

sekrety ekspozicii pri semke standartnyh i nestandartnyh obektov Экспонометрия

Продолжаем рассматривать секреты экспозиции и в этой статье рассмотрим съемку стандартных (средних) и нестандартных (несредних) объектов. Еще раз напомним, что данные термины порождены экспонометрической эрой.

Стандартными и нестандартными объекты могут быть только с точки зрения экспонометрии. К примеру, если производится съемка портрета человека по пояс, то экспозиция должна быть выдержана абсолютно одинаковая вне зависимости от фона портрета.

Но если фотокамера оборудована экспонометром системы TTL, то он, скорее всего, будет показывать разные данные в зависимости от фона портрета. Следовательно, фотографу следует к данным экспонометра подходить творчески.

003 27

Снимок 1. Подобный сюжет надо снимать не раздумывая. Рекомендуется предварительно сделать настройки фотокамеры на соответствующие условия освещения.

Тон фона и переднего плана

Слишком светлый фон или передний план, которые занимают большую часть кадра, могут быть причиной ошибки в показаниях экспонометра. Одним из секретов экспозиции как обезопасить себя от ошибки при съемке является увеличение экспозиции как минимум на одну ступень по отношению к данным, которые выдает экспонометр.

Чтобы быть уверенным на сто процентов в правильности выбранной экспозиции замеры следует производить от серой карты и брать во внимание именно эти значения экспонометра, а не те, которые получены при замере объекта.

Если фон слишком темный или темный передний план, то экспонометр будет ошибаться в другую сторону. Соответственно, если фотограф при съемке будет брать во внимание показания экспонометра, то снимок получится передержанным.

Отсюда следует, что фотограф должен быть предельно внимательным, если в качестве фона выступает темная листва, темные ограждения, темные стены и т. п. Если на подобном темном фоне произвести съемку человека в светлой одежде, то передержка обусловит потерю деталей и утрате цвета одежды.

Очередным секретом экспозиции при съемке в подобных условиях будет являться уменьшение экспозиции относительно данных экспонометра как минимум на одну ступень. Если же деталями в темных участках можно пренебречь, то недодержка будет не такой опасной.

004 14

Снимок 2. Замер экспозиции по всей площади кадра (а) приведет к сильной недодержке, если большая часть сюжета представлена светлой тональностью. Гораздо лучшие результаты можно получить с помощью экспонометра с большей чувствтительностью в центре кадра (б). Но более точные результаты будут при замере экспозиции по серой карте.

Помимо рассмотренных выше случаев, которые становятся причинами ошибок в данных экспонометра, есть и менее очевидные причины. Одна из них сходна с рассмотренными, но остается совершенно незамеченной, так как участки, являющиеся ее причиной, остаются за кадром.

Стандартные карманные экспонометры, имея широкий угол охвата, захватывают свет от поверхностей, которые не воспроизводятся в кадре, что неминуемо влияет на данные экспонометрического замера того или иного объекта съемки.

Среди фотографов бытует мнение, что экспонометр системы TTL тем и хорош, что реагирует только на свет, который образует реальный снимок. Однако на практике это совершенно не так. Мощный свет за кадром влияет на данные экспонометра.

Как бы ни был качественен объектив, все равно часть света, попадающего на переднюю линзу проходит до датчика экспонометра.

Современные экспонометры системы TTL имеют повышенную чувствительность именно в центральной части кадра. При этом боковая засветка становится не такой серьезной, но определенная доля вероятности появления ошибки замера экспозиции остается.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий