Съемка портрета и особенности композиции

semka portreta i osobennosti kompozicii Композиция в фотографии

Съемка портрета начинается с решения композиции кадра, с размещения в нем основного объекта изображения и второстепенных объектов композиции. Известно, что композиция сильно зависит от выбранной точки съемки. Поэтому проведем небольшой эксперимент, в ходе которого выясним наиболее благоприятно направление ведения съемки.

Как влияет точка съемка на композицию при съемке портрета

Для начала установим фотокамеру напротив снимаемого человека строго по центральной оси. В таком положении и сделаем кадр. Проанализируем полученный снимок (рисунок 1, а).

001 4

Рисунок 1. Варианты компоновки кадре при съемке портрета

Как мы видим, результат получился неудовлетворительным. Снимок получился фронтальным, в нем попросту отсутствует изобразительное решение, характер человека абсолютно не раскрывается. Мы получили самую примитивную фотографию, которую обычно делают на документы.

Теперь поменяем точку съемки, сместив ее в сторону от центральной оси, и одновременно с этим изменим позу снимаемого человека. Полученный результат несколько лучше (рисунок 1, б). Здесь уже нет примитивности рисунка, появилась живость изображения, но конечное композиционное решение по-прежнему не найдено.

Незавершенность кадра при съемке портрета с точки зрения композиции проявляется в том, что снимаемый человек занимает в кадре сравнительно небольшое место. Поэтому вокруг оказывается очень много свободного пространства. Связано это в первую очередь с неправильно выбранным расстоянием, с которого велась съемка портрета. Фотокамера была слишком далеко установлена от портретируемого.

Уточним расстояние и приблизим фотокамеру к человеку, сохраняя ранее найденное направление съемки. Полученный снимок (рисунок 1, в) оказывается другой крайностью – изображение слишком крупно, рамки кадра режут голову в случайном месте, нет обдуманности решения, и поэтому снимок является формальным.

Переместим фотокамеру чуть дальше и установим ее на расстоянии, чтобы рамка кадра ограничивала нужное нам пространство, но не срезала головы (рисунок 1, г). В данном примере нет ни чего лишнего, а границы кадра обусловлены элементами композиции, введенными в кадр, и имеют свои смысловые и изобразительные опоры.

Обратите внимание, что портрет снят с нормальной точки, когда фотокамера установлена на уровне лица снимаемого человека. Подобные точки распространены в съемке портрета. Точки съемки выше или ниже приводят к масштабным искажениям частей лица, что нарушает пропорции и делает снимок непохожим на оригинал.

Исключения из правил при съемке портрета

Однако из любого правила есть свои исключения. К примеру, портрет на снимке ниже сделан с нижней точки. Она обусловлена задумкой фотографа.

002 1
002 1

Снимок 1. Народный артист СССР Р. Н. Симонов

Такие решения в съемке портрета дают подчас интересные результаты. Правильность пропорций здесь обусловлена за счет больших расстояний съемки с учетом последующего кадрирования снимка.

Выбирается точка съемки портрета и устанавливается направление, с которого производится съемка, а также расстояние до объекта и высота точки съемки. Выбранная точка съемки в сочетании с позой человека решает в целом композицию кадра.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий