Установка осветительных приборов вызывает много вопросов у начинающих фотолюбителей. Как следует устанавливать осветительные приборы? Какой из осветительных приборов устанавливать первым? Насколько ярко должен освещать объект съемки каждый из приборов, с какого направления и расстояния?
Методика установки осветительных приборов
Прежде чем продолжить рассмотрение этого важного вопроса введем необходимые условные обозначения, представленные на рисунке ниже. Заранее условимся, что все схемы будут приводиться в плане, а чертежи будут показывать расположение объекта съемки, фотокамеры, фона и приборов освещения при взгляде сверху.
Рисунок 1. Условные обозначения на схемах освещения
Для отработки упражнений со светом можно использовать гипсовый бюст или манекен с относительно хорошо проработанными чертами лица, чтобы было удобно осваивать портретное освещение. Если ни чего подобного нет, то придется попросить кого-то из знакомых побыть в роли модели.
Установив объект съемки перед фотокамерой еще до включения освещения фотограф должен спланировать для себя при каком реальном эффекте освещения будет производиться съемка того или иного кадра.
Говоря проще, необходимо подумать какой эффект освещения будем имитировать с помощью приборов освещения. Фотограф может установить модель в комнате у окна, в беседке сада, залитой солнечными лучами, у включенного торшера или настольной лампы и т. п.
Допустим, что выбран следующий вариант освещения:
- модель находится в комнате у окна;
- через окно падает дневной свет.
Данный замысел светового решения снимка определяет его световой рисунок и соответственно то, как производится установка осветительных приборов. Но самое интересное в том, что фотограф свободен в выборе расположения предполагаемого окна. Оно может быть как справа, так и слева, может быть позади модели или, наоборот, впереди, а может располагаться выше или ниже относительно какого-то уровня.
Так, где же выгоднее всего поместить этот возможный источник света?
Рассмотрим первый вариант. Допустим, что окно расположено прямо перед моделью, как на рисунке ниже.
Рисунок 2. Различные варианты установки осветительных приборов
Установку осветительных приборов сделаем следующим образом. Основной прибор поместим на месте предполагаемого окна (положение 1-а). Свет от него направим на модель и сделаем снимок.
Рассмотрим полученную фотографию и сделаем ее анализ.
Снимок 1. Основной источник света направлен на модель от фотокамеры
Световой поток, направленный от фотокамеры, равномерно осветил модель, и на обращенной к объективу стороне светотень отсутствует. Все тени ушли назад, на ту сторону, которая не видна со стороны фотокамеры.
С технической точки зрения снимок получился вполне удовлетворительным, но его световой рисунок не активен и светотень не подчеркивает объемной формы модели. Про такой снимок говорят, что по световому рисунку он не интересен, а соответственно, установка осветительных приборов в этом варианте не удачна, так как не обеспечивает реализацию задуманного результата.
Сделаем установку осветительных приборов в положение 1-б (рисунок 2). На полученном снимке результат так же не удачен.
Снимок 2. Неудачно выбранное направление источника основного света
Световой поток падает на затылок модели, из-за чего лицо оказалось в тени. На носу модели образовался случайный блик света. Акцент света приходится на второстепенные детали снимка. Объемная форма лица модели недостаточно выражена.
Произведем установку осветительного прибора в положение 1-е. Получим снимок с более приемлемым результатом.
Снимок 3. Удачно выбранное местоположение основного источника света
Как видно на снимке у модели присутствует четкая светотень, которая подчеркивает и выявляет объемные формы фигуры. Также заметна некоторая закономерность в тоновом распределении: светлые тона расположены со стороны прибора освещения.
Постепенно эти яркости переходят в темные тона. Сделаем фиксацию этого осветительного прибора. Мы нашли наиболее подходящее для него место. Так как это основной осветительный прибор, то его местоположение нужно очень тщательно подбирать, что мы и сделали.
В ряде случаев светотень может иметь случайный характер и не только не придаст выразительности объекту на снимке, но может существенно исказить его формы. Об этом стоит помнить постоянно.
Таким образом, основной осветительный прибор устанавливается на месте предполагаемого реального источника освещения при этом нужно учитывать положение наиболее выразительного распределения светотени на объекте съемки.
Этот прибор устанавливается первым, и свет от него является основой для всего светового рисунка кадра. Кроме основного осветительного прибора фотографу необходимо провести установку осветительных приборов, которые будут являться дополнительными, и именно они будут дополнять основной свет, подчеркивая игру светотени на объекте съемки и делая снимок более выразительным.