Линейная перспектива в нашей жизни повседневное явление. Понаблюдайте за предметами, удаленными от вас на расстояние. Вы заметите, что, например, люди на улице вдалеке кажутся маленькими, а приближаясь, приобретают нормальные размеры. Наше восприятие пространства устроено таким образом, что для нас это кажется вполне естественным явлением.
В то же время в медицинской практике известны случаи, когда у больных нарушается восприятие пространства. Окружающий мир им кажется плоским и удаленные предметы они не могут воспринять как таковые. К примеру, глядя с высоты четвертого этажа больным кажется, что улица совсем рядом и достаточно сделать шаг, чтобы пойти по ней. Несложно догадаться к чему это может привести.
В фотографии происходит аналогичное явление. Что бы ни снимал фотограф перед ним постоянно стоит задача – передать пространство. В противном случае снимок будет «плоским» и трудно воспринимаемым зрителем. Существуют различные приемы как это сделать.
Линейная перспектива и пространство
Фотограф постоянно имеет дело с пространственной глубиной. Пространство может быть двух видов:
- Открытое – поле, равнинный пейзаж и т. п.
- Замкнутое – помещение, зал.
В зависимости от цели съемки фотограф может передать даль или же, наоборот, показать предметы переднего плана.
Рассмотрим основные принципы передачи пространства в фотографии средствами линейной и тональной композиций.
Линейная перспектива в композиции
В начале статьи мы уже коснулись принципа линейной перспективы – чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньшим он кажется. Параллельные линии, уходящие вдаль, кажутся сходящимися в одной точке. Изображение, построенное на основании данного закона, называют перспективным изображением.
Все фотографические изображения являются перспективными.
Точка, в которой происходит схождение параллельных прямых, называется точкой схода. Эта точка лежит всегда напротив наблюдателя и на уровне его глаз. Этот уровень схематично изображают линией, которую называют линией перспективного горизонта.
На открытой местности или к примеру на море линия перспективного горизонта совпадает с линией видимого горизонта. Если мы изменим точку наблюдения, то это повлечет изменение перспективы. Посмотрите на изображения ниже.
Изменение положения точки схода в зависимости от смены точки наблюдения
Снимая какой-либо объект, (например, здание) с угла, мы увидим, что параллельные линии, образующие контуры, удаляясь, сближаются и влево, и вправо, таким образом, что вдали мы можем наметить точки их схода. Что самое интересное, эти точки будут лежать на линии горизонта!
Перспектива с двумя точками схода
Факторы изменения линейной перспективы
В фотоаппарате объектив отображает пространство чисто механически. Тем не менее, линейная перспектива является одним из мощнейших выразительных средств в художественной фотографии.
В сказанном нет ни каких противоречий, так как сам фотограф может свободно видоизменять перспективу, исходя из художественных целей и задумок. Эти видоизменения зависят от выбора:
- Уровня точки съемки по отношению к объекту;
- Расстояния от объекта съемки до камеры;
- Фокусного расстояния выбранного объектива.
Для начинающего фотографа эта информация может оказаться несколько сложной, но в этом нет большой беды. Самый лучший способ ее усвоить – это отработать на практике. Итак, гуляя в очередной раз со своим фотоаппаратом, постарайтесь найти прямой участок дороги, улицы или железнодорожных путей и сфотографируйте его двух точек съемки.
Пример линейной перспективы в фотографии
Первый снимок сделайте с высоты своего роста, а второй с уровня земли, для этого достаточно будет присесть на корточки. Затем сравните полученные результаты. Удалось на снимках передать глубину пространства с помощью линейной перспективы? На каком снимке линейная перспектива наиболее ярко выражена? Свои ответы на эти вопросы напишите в комментариях к статье.
P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!