Фокусировочные рельсы в настоящее время исчезли из поля зрения фотографов. В большинстве книг авторы уделяют им не так много внимания. Сегодня на рынке фототоваров можно встретить фокусировочные рельсы только двух известных производителей: очень удачная во всех отношениях модель от компании Manfrotto и более упрощенная и дешевая модель от компании Novoflex.
Как устроены фокусировочные рельсы
В большинстве конструкций фокусировочных рельсов присутствует реечная передача, которая позволяет перемещать фотокамеру с помощью ходового винта. Рельсы закрепляются на штативе, а на них устанавливается фотокамера с оптической системой.
Рейка, на которой закреплена фотокамера свободно скользит по направляющим рельсам независимо от штатива, тем самым позволяет наводить объектив на резкость отдаляя или приближая к объекту всю оптическую систему.
Рисунок 1. Фокусировочные рельсы с закрепленной на них фотокамерой.
Возникает вполне закономерный вопрос, зачем перемещать фотокамеру по фокусировочным рельсам, когда можно наводить объектив на резкость вращая фокусировочное кольцо?
Действительно при небольших увеличениях фокусировка с помощью кольца на объективе вполне удобна, так как не нарушает композиции карда. Но стоит увеличить масштаб более одного к одному, как сразу появляется целый букет проблем при работе с фокусировочным кольцом:
- резко изменяется композиция;
- изменяется размер объекта в кадре;
- малейшее перемещение штатива приводит к расфокусировке.
Как работать с фокусировочными рельсами
В полевых условиях работа с фокусировочными рельсами требует от фотографа выдержки и практики. Съемка объектов в вертикальном расположении фотокамеры вызывает затруднения, так как вес распределяется неравномерно и приводит к неустойчивости всей системы, что влечет вибрации.
Установка фокусировочных рельсов на штатив увеличивает общую высоту, что тоже приводит к ряду трудностей во время съемки, особенно, когда требуется снимать на уровне почвы. Увеличенная высота конструкции приводит к тому, что плоскость камеры становится невозможно удерживать параллельно объекту съемки.
Рисунок 2. Коромысло камышовое (фото Роберта Томпсона). Снимая с большим увеличением в натуральную величину и больше, фокусироваться лучше всего перемещая всю систему целиком в ту или иную сторону, а не вращая кольцо фокусировки, что может привести к резкому изменению всей композиции.
Успех в работе с использованием фокусировочных рельсов заключается в правильном выборе объекта съемки. Фотографу, особенно начинающему, рекомендуется работать с небольшими увеличениями, прежде чем переходить в мир настоящей макросъемки. Следует помнить, что малейшие ошибки при больших масштабах способны свести все усилия фотографа к нулю.