Замкнутая композиция в фотографии

zamknutaya kompoziciya v fotografii Композиция в фотографии

В прошлой статье мы говорили о равновесии в кадре как об основном принципе построения композиции и выяснили, что в некоторых случаях можно отходить от этого приема для придания снимку более художественного и реального вида.

В фотографии другие композиционные принципы также можно использовать по-разному. Возьмем, к примеру, портретный снимок. Он часто строится как замкнутая композиция. Основные ее линии направляются к центру кадра, замыкаются внутри него и не выходят за пределы.

Принцип замкнутой композиции

Границы кадра в портрете чаще всего не срезают фигуры, обуславливаются ее контурами, используют их как опоры и очерчивают лишь необходимое пространство, сосредотачивая внимание зрителя на лице человека.

На лицо, как правило, приходится и акцент света. Такая замкнутая композиция широко применяется в студийном портрете.

Посмотрим теперь, как решен с точки зрения композиции репортажный снимок, представленный ниже.

001 7

Мы наблюдаем, что композиция здесь обладает своими особенностями – она разомкнута, главные линии в кадре выходят за его пределы. Сам кадр не имеет обрамляющих элементов, вписанных в его рамку в соответствии с законами композиции.

На снимке элементы у краев режутся рамками кадра. За счет этого зритель воспринимает снимок как часть большой динамичной картины, события которой не ограничиваются рамками кадра и развиваются за его пределами.

Это на первый взгляд кажется случайным построением, но на деле оказывается закономерным, так как выделяет документальный характер снимка. Этот же прием подчеркивает движение, динамичность репортажного снимка, отлично передающего сцену.

Этот факт совершенно не означает, что в репортажном жанре отсутствуют композиционные законы. Наоборот, здесь они должны соблюдаться более строго. Обязательным условием репортажного снимка должно являться наличие смыслового и зрительного центра кадра, акцента на главном объекте. Без этих моментов репортажный снимок будет перегруженным, пестрым и трудно понимаемый зрителем.

Также в репортажном снимке важна динамичность изображения. Ее можно усилить композиционными приемами построения кадра. Присутствие диагональных линий в композиции кадра, учет поворотов фигур людей, направления жестов и взглядов способствуют живости и динамичности в репортажном снимке.

Многие фотографы при репортажных съемках грешат попытками постановки снимка. Такой подход, как правило, приводит к потере достоверности и документальности снимка. Зритель сразу видит это. Поэтому вся работа по композиционному построению снимка заключается в выборе:

  1. направления съемки;
  2. высоты точки съемки;
  3. расстояния до объекта;
  4. типа объектива для съемки;
  5. замкнутая композиция или нет.

Таким образом, в основе композиционного творчества заложен принцип выбора.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий