При фотографировании на цветную пленку правила экспонирования остаются те же, что и при фотографировании на черно-белую пленку. Однако изменение экспозиции при фотографировании некоторых сюжетов все же есть.
До появления цифровой фотографии фотографы целиком полагались на стандартные процессы обработки и не могли изменять экспозицию для управления контрастом изображения.
Снимок 1. При низком контрасте сюжета даже фотографическая широта цветной пленки оказывается достаточно большой.
С появлением цифровых технологий такая возможность стала привычной. О ней мы поговорим более подробно в следующих статьях. При работе с черно-белыми пленками, имеющими широкую фотографическую широту, отклонения изменения экспозиции сюжета из-за ошибки экспонометра в пределах двух ступеней от правильного значения не приводят к заметным потерям тональностей.
С цветными пленками такой фокус уже не проходит. Отклонение даже в одну ступень может серьезно сказаться на передаче цветов. Передержка способна полностью уничтожить на снимке бледные цвета. Недодержка приводит к искажению темных цветов. Поэтому, когда объект имеет широкий тональный диапазон, изменение экспозиции от оптимальной на одну ступень приводит к искажению цвета или его частичной потере.
Однако, несмотря на все эти ограничения, фотограф имеет возможность применять в своей практике изменение экспозиции в зависимости от характера фотографируемого сюжета. Снимая стандартные сюжеты, которые имеют пониженный контраст, передержка способна дополнить блеклые цвета пастельными тенями.
Снимок 2. Классический силуэт. Экспозиция выбирается таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная плотность изображения здания.
Недодержка придает цветам большую яркость и улучшает контраст при фотографировании в пасмурную погоду.
Фотограф должен всегда помнить, что недодержка и передержка при съемке с целью изменения экспозиции снимаемого сюжета должна производиться очень обдуманно. Выбор подхода должен быть увязан с фотографируемым объектом и лежать в разумных пределах.