Начинающему фотографу кажется, что определение экспозиции очень сложный процесс и, освоить его просто нереально. Именно поэтому фотокамеры с автоматическим выбором экспозиции получили широкое распространение среди фотолюбителей.
Фотографируемый объект обычно прекрасно вписывается в отношение яркостей 1:200. Данный диапазон может быть и шире, если взять во внимание самые яркие блики и самые глубокие тени. Но такие участки, как правило занимают предельно малые площади в сравнении с площадью основного объекта съемки и их можно проигнорировать.
Снимок 1. Получение изображения на пленке — результат воздействия на нее отраженного от объекта света.
Таким образом, даже если автоматика фотокамеры немного ошибается в определении экспозиции, то на конечном отпечатке это практически не отразится.
Принцип определения экспозиции
При выборе экспозиции необходимо добиться правильного воспроизведения одного важнейшего тона. Если фотопленка имеет достаточную фотографическую широту, то все прочие тональности будут воспроизведены правильно.
Определение экспозиции основано на предположении, что в качестве основного тона выступает средний серый тон, т. е. тон, который отражает восемнадцать процентов падающего на него света. Именно по этой причине для определения экспозиции следует наводить экспонометр на объект, имеющий подобный тон.
Это объясняется тем, что практически все реальные объекты дают усреднение – стандартный серый тон.
Поэтому общий прямой замер яркости позволяет получить необходимое значение экспозиции, при которой все остальные тона придут в соответствие на характеристической кривой.
При прямом замере яркостей обычного среднего объекта всегда получаются допустимые значения экспозиции, что позволяет не заботиться о ее выборе и сосредоточить внимание на построении композиции снимка.
Именно этот момент очень нравиться новичкам, так как для них интересует только получение хорошего резкого снимка сделанного при дневном освещении. Для решения этой задачи идеально подходят фотокамеры с автоматической настройкой экспозиции.
Несмотря на это со временем фотограф начинает понимать, что простое воспроизведение объекта уже не совсем именно то, что хочется получать на снимках. Подход к получению художественного фотоснимка требует иного подхода к определению экспозиции. Полагаться на автоматику в этом случае уже нельзя.
Рассмотрим типичный пример из жизни. Допустим, мы желаем сделать ряд снимков ребенка, качающегося на качелях. Вполне хороший снимок можно получить, если снимать по ходу солнечных лучей или немного сбоку.
С другой стороны, можно снимать против солнечных лучей в тот самый момент, когда ребенок, взлетев вверх, своей фигурой перекроет солнечный диск (контровой свет). В этой ситуации прямой замер яркости объекта уже не способен правильно определить экспозицию.
В результате на снимке получим силуэт ребенка, лишенного каких бы то ни было деталей. Чтобы избежать подобной ситуации, следует заранее определиться, что именно хотим видеть на снимке.
Если фотограф посчитает важным передать небо с достаточной детализацией, чтобы на его фоне были видны лучи солнца, закрытого фигурной ребенка, то следует предварительно замерять яркость неба, направив экспонометр в сторону от солнца и выставить настройки выдержки и диафрагмы в соответствии с полученными данными.
В этом случае небо на снимке будет предаваться участками средней плотности. Если посмотреть на характеристическую кривую, то произошел сдвиг всех плотностей вниз по сравнению с уровнем нормальной экспозиции. В итоге лицо, одежда ребенка и другие окружающие детали окажутся несколько темнее, чем на обычном снимке, а возможно будут совершенно темными.
Если фотограф решит сделать на снимке фигуру ребенка темным силуэтом, то следует сделать замер экспонометром с близкого расстояния. Полученный замер экспозиции будет соответствовать 6-й градации зонной шкалы. Так как фотограф хочет воспроизвести эту градацию как градацию 1 шкалы, то полученную экспозицию следует уменьшить на 5 ступеней.
Какую бы конечную цель не преследовал фотограф, основной задачей всегда является задача определить экспозицию. Удобнее всего для ее решения начинать с определения градаций яркости по методу Адамса визуальным способом. Желательно перед этим иметь четкое представление о конечном результате.