Экспонометрия в фотографии и средний тон

eksponometriya v fotografii i srednij ton Экспонометрия

Экспонометрия в фотографии позволяет фотографу создавать снимки, отличающиеся от типичных сюжетов. Для их создания при выборе экспозиции приходится учитывать огромное количество различных факторов.

Большинство снимаемых объектов попадает в так называемую категорию правильных с точки зрения экспонометрии в фотографии. К ним относятся такие объекты как: здания, архитектурные памятники, пляжи, отдельные люди и даже группы людей и т. п.

Если относительную яркость отдельных участков данных объектов смешать и усреднить, то получим ее значение близкое к некоторому общему для подобных объектов стандарту.

Поэтому для фотографирования таких усредненных объектов идеально подходят фотокамеры с автоматическим выбором экспозиции при съемке. Но если фотограф желает использовать фотокамеру иного типа, то для выбора экспозиции при съемке потребуется провести прямой экспонометрический замер.

003 41

Снимок 1. Одна из самых сложных проблем, связанных с определением экспозиции, состоит в том, чтобы снимая против солнца избежать полностью силуэтного изображения. Возможным решением этой проблемы является определение экспозиции по серой карте с добавлением 2 — 4 ступеней к показаниям экспонометра, направленного на объект.

В окружающем мире нет материалов, которые полностью способны поглотить или полностью отразить падающий свет. Близка к этому только белая матовая бумага, но она способна отразить до 90% света, падающего на нее. Но других материалов с подобной отражательной способностью практически нет, поэтому экспонометрия в фотографии принимает и рассматривает в среднем отражательную способность равную около 18%.

В качестве эталона по отражательной способности фотографы принимают так называемую серую карту. Ее можно изготовить самим из подручных средств, сверяя отражательную способность материала по показаниям экспонометра, или приобрести готовую.

Поверхность серой карты обязательно должна быть матовой, так как блестящая поверхность будет давать блики, что приведет к неправильным значениям экспозиции.

У серых карт промышленного изготовления одна сторона серая и имеет отражательную способность в 18%, а другая белая с отражательной способностью в 90%. Ее используют в том случае, когда не удается сделать замер экспонометром света, отраженного от серой стороны. При этом экспозицию по белой стороне карты, фотограф должен увеличить примерно раз в пять, т. е. на две с небольшим ступени.

001 85

Рисунок 1. Серая сторона карты отражает 18% падающего на него света, белая сторона — 90%. В условиях слабого освещения можно сделать замер по белой стороне карты, а затем увеличить показания экспонометра в 5 раз.

Экспонометрия в фотографии требует от фотографа постоянных мыслительных процессов при замере и выборе экспозиции. Средний объект дает примерно такое же значение экспозиции, как и серая карта при идентичных условиях освещения, но есть исключения.

002 67

Снимок 2. Высоко контрастный объект. Для сохранения деталей в тонах требуется тщательное определение экспозиции.

Любой фотографируемый объект можно свести к серому тону, но он может оказаться не всегда серым. В качестве примеров такой ситуации можно рассмотреть шахматную доску, у которой белые и черные квадраты, пейзаж, содержащий в себе темные деревья, сельский пейзаж с белыми домиками и ярким, слегка облачным небом, занимающим чуть меньше трети площади кадра.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий