Линии движения в композиции кадра ведут себя подобно линиям направления взглядов. Это тоже воображаемые линии, но они вносятся в кадр самим зрителем в процессе просмотра снимка.
В некоторых случаях в качестве таких линий могут быть видимые линии в кадре – всевозможные тропинки, дорожки, автомагистрали и т. д.
По отношению к краям снимка фотографируемый объект может перемещаться по горизонтали или по линии, которая идет под острым углом к нижнему или верхнему краям кадра.
Если же объект передвигается по диагонали снимка, то усиливается ощущение динамики. Даже предмет, находящийся в относительном покое, но расположенный в кадре по диагонали, обретает некую динамику. Фотографы часто используют этот эффект в своих работах.
Также объект может двигаться вглубь кадра и из глубины кадра на зрителя.
Правила работы с линиями движения
Работая с движущимися объектами в кадре, фотограф должен учитывать правило: обязательно оставлять больше свободного пространства с той стороны, куда движется объект, чем позади его.
В ряде случаев характер сюжета вынуждает фотографа отступить от данного правила, например, при съемке бегуна, который разрывает ленту на финише. В данном случае целесообразнее показать отрезок проделанного пути, – дистанция пройдена, перед спортсменом нет смысла оставлять свободное поле.
Снимая движущиеся объекты, следует учитывать психологические особенности восприятия. Мы привыкли читать слева направо и при рассмотрении какого-либо рисунка, изображения или фотографии начинаем ее рассматривать в таком же порядке.
Психологи подметили, что если объект заснят движущимся из правой части кадра в левую, то заметно усиливается ощущение динамики. Это связано с тем, что наш взгляд в этом случае направлен навстречу движущемуся объекту, что как раз и придает ему скорость движения.
Если в кадр внедрен какой-нибудь объект, даже малозначащий, но движущийся навстречу основным объектам, то встречные линии движения этих объектов взаимно компенсируют друг друга.
Две и более линии движения в кадре
Присутствие двух и более линий движения, направленных в противоположные стороны, вынуждает фотографа изменять границы кадра. Разберем достаточно наглядный снимок «Лебеди». Этот снимок является симметричным.
Если бы фотограф сфотографировал одного лебедя, то зрителю хотелось бы перед его изображением иметь несколько больше свободного пространства, чем позади. В нашем варианте снимка две направленные в разные стороны линии движения взаимно уравновешивают друг друга.
Подобное явление используется и в построении динамичного портрета.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!