Макрофотогарфия и макро увеличение

makrofotogarfiya i makro uvelichenie Макросъёмка

Для начинающего фотографа термины «макро увеличение», «масштаб», «съемка в натуральную величину» практически ни чего не говорят и более того, они воспринимаются как синонимы. Приставка «макро» обычно применяется ко всем видам съемки крупным планом, а также ее любят использовать производители фототехники для описания достоинств объективов.

На самом деле определение макрофотографии имеет гораздо более узкий смысл. Правильнее его употреблять к снимкам, которые имеют увеличение от 1х до 2х.

В 90-х гг. XX века большинство книг по фотографии на своих страницах пестрили формулами и уравнениями, которые для новичков были просто непонятными и скорее носили отталкивающий эффект, чем разжигали интерес к съемкам.

С тех пор прошло не так много времени, поменялись технологии, и сегодня в большинстве случаев фотографы оценивают степень увеличения чисто визуально, глядя в видоискатель или по шкале на объективе, не прибегая к сложным расчетам. Точные расчеты стали уделом ученых, которые используют макрофотографию в своих изысканиях.

Что такое макро увеличение?

Термин «макро увеличение» описывает соотношение между реальным размером объекта съемки и размером его изображения на фотопленке или ПЗС – матрице фотокамеры, но не на отпечатке.

Чтобы определить коэффициент увеличения необходимо разделить размер репродукции объекта на его реальный размер. Как правило, увеличение измеряется в % или записывается в виде соотношения, к примеру, 50% (1:2) или 100% (1:1).

003 47

Рисунок 1. Эта серия снимков демонстрирует коэффициент увеличения. Фотография слева — 1:1, в середине — 1:2, справа — в натуральную величину.

На макрообъективах вместе со шкалой расстояний присутствует шкала коэффициентов увеличения. При съемке с макро увеличением менее одного к одному объект оказывается на пленке или ПЗС – матрице в уменьшенном виде. В макросъемке имеет значение только степень увеличения, а не расстояние до объекта, как в традиционной фотографии.

Макро увеличение и формат кадра

Не менее важным фактором, относящимся к макро увеличению, является физический формат кадра. К примеру, снимая в натуральную величину (1:1) с помощью 35-мм фотокамеры в кадр поместятся только объекты, размер которых не более 24х36 мм. При съемке объектов с большими размерами придется ограничиться меньшим увеличением.

Большинство ПЗС – матриц цифровых фотоаппаратов имеют гораздо меньшие размеры, чем 35-мм кадр пленки, поэтому с их помощью в натуральную величину можно снимать только очень мелкие объекты.

Для среднего формата доступно гораздо больше кадрового пространства. Объекты могут иметь размеры 6х4,5 см или 6х6 см. Объекты меньшего размера в любом случае будут отображаться на пленке или ПЗС – матрице в натуральную величину.

Фотограф при работе со средним форматом имеет гораздо больше преимуществ, особенно, когда коэффициент увеличения небольшой. Большая площадь кадра позволяет фотографировать объекты в гораздо большем масштабе, лучше показывать их детализацию и текстуру. Кроме того, снимки среднего формата имеют лучшую цветопередачу и позволяют с них делать печать большего формата.

Большое макро увеличение

Масштаб 1:1 является незримой границей, которая отделяет обычную крупно плановую съемку от макрофотографии. Дальнейшее увеличение приводит к тому, что изображение объекта на пленке или ПЗС – матрице становится больше в сравнении с оригиналом. Например, если съемка предмета размером около 1 см ведется при масштабе 2:1, то его изображение на пленке или ПЗС – матрице окажется в два раза больше.

Работа фотографа при увеличенном масштабе сопряжена с трудностями, поэтому резко возрастает процент бракованных кадров. Но возможность заглянуть за пределы человеческого зрения позволяет открыть удивительные и даже фантастические виды, о которых многие даже не догадываются!

004 35

Рисунок 2. Мухомор (фото Роберта Томпсона). Средний формат позволяет использовать большую кратность увеличения, получить более точное воспроизведение деталей и цветонасыщение. Белой рамкой обозначен формат кадра 35-мм формата.

Работая с большими увеличениями, фотограф в первую очередь сталкивается с проблемами вибраций, особенно при съемке в полевых условиях. Точность фокусировки – критический параметр: малейший сдвиг приводит к потере резкости. Яркость видоискателя сильно уменьшается ровно, как и глубина резкости, которая остается крайне малой даже при диафрагме f/16 и f/22.

Оцените статью
fotoadvice.ru
Добавить комментарий