Направление съемки влияет на передачу пространства в фотографии и передачу формы и объема предметов. Фотографу требуется четко представлять, как будет выглядеть на снимке тот или иной снимаемый объект. Рассмотрим различные варианты направления съемки.
На изображении ниже представлены снимки одной и той же старинной каменной церкви. Посмотрите внимательно на изображения и определите, чем они отличаются?
На представленных снимках прекрасно видно, что фотограф искал наиболее оптимальное направление съемки архитектурного сооружения. На всех кадрах это боковое направление съемки, четко передающее объем.
Взаимное расположение объектов и направление съемки
Отличие снимков заключается в том, что колокольня, крест на куполе и деревья на заднем плане на снимках взаимно расположены по-разному. Фотограф посчитал, что левый снимок получился лучше остальных. Проведите сравнение всех трех снимков и сделайте вывод о том, как влияет направление съемки не только на решение вопроса передачи пространства, но и на взаимное расположение элементов композиции в плоскости кадра.
В боковых проекциях гораздо лучше описывается объем и передается глубина пространства.
Особенности фронтального направления съемки
При фронтальном направлении съемки на снимке, как правило, нет линий, идущих вглубь кадра. Все линейное построение снимка основано на линиях, которые параллельны границам кадра.
Ключевым элементом этой композиции выступает ряд ритмичных элементов на переднем плане. Снимок является достаточно выразительным, но следует понимать, что фронтальное направление съемки дает в большинстве случаев «плоские» кадры, на которых нет ни каких элементов, подчеркивающих линейную перспективу.
Чаще всего такие снимки фотографы делают при съемке симметричных композиций. При съемке в боковых проекциях, получаются асимметричные композиции.
Съемка с удаленной точки
Традиционно съемку с удаленной точки связывают с общим планом. На таком плане зритель наблюдает большие пространства, ширину, простор и протяженность в глубину. Снимок ниже сделан с нормальной точки съемки.
Глубина пространства задается решеткой на переднем плана и линией Карлова моста. Общий план, как правило, снимают сверху. Такой подход позволяет на большом горизонтальном пространстве показать глубину кадра, при этом линия горизонта располагается за пределами кадра или в самом верху.
В нашем примере снимок ниже выполнен с уклоном линии горизонта. Рекомендуется на снимках все же показывать ее. При отсутствии линии горизонта композиция кадра существенно обедняется.
Отработайте на практике рассмотренные выше направления съемки на хорошо известных вам объектах. Постарайтесь максимально передать глубину объема и формы предметов на своих снимках.