Что такой архитектурный этюд? Разберемся с этим вопросом более подробно.
Основной целью архитектурной съемки является протокольно точная передача на снимке изображения архитектурного сооружения как такового. Данная задача является главенствующей и подчиняет все остальные элементы творчества фотографа. Как бы ни удачен был архитектурный снимок, надо осознавать, что он всего лишь репродукция реального объекта.
Архитектурная репродукция и архитектурный этюд
Подобные репродукции бывают часто нужны для различных целей. Но одной лишь репродукционной съемкой не исчерпывается раздел архитектурной съемки. Здесь существуют и другие возможности.
Довольно часто, как зрители, мы встречаемся с фотоснимками, подобными тем, что представлены ниже. На них элементы архитектуры активно участвуют в общей композиции кадра, но при этом не являются доминирующими.
Снимок 1. Вечерняя Москва
Снимок 2. Вид на город с высоты
Эти снимки носят характер архитектурных этюдов, в которых сам объект архитектуры представлен неполно и детали элементов архитектуры не являются целью снимка. Задачи фотографа здесь несколько иные.
На представленных снимках представлен не просто сам объект архитектуры, а фотограф старался передать то впечатление, которое оказывает этот объект на зрителей.
К примеру, по снимку 1 мы не можем судить о деталях и отделке высотки, материалах из которых оно построено и т. п. Однако на снимке прекрасно передана его монументальность, высота и мы четко представляем себе, как эта громада возвышается над городом.
Делая снимок 2 фотограф преследовал цель не просто показать здания, хотя они доминируют в кадре, но передать атмосферу большого города с его великолепной архитектурой. Значит, в подобных снимках преследуется совершенно иная цель в отличие от репродукционной съемки.
Фотограф передает характер части города и настроение, которое охватывает человека, находящегося в этом месте, а не детали архитектурного облика. Еще обратите внимание на то, как солнечный свет, насыщая снимок светлыми тонами, делает особенно нарядной архитектуру.
Архитектура в композиции снимка
На следующем снимке также представлены сооружения, но он вообще далек от прямой съемки архитектуры. Приземистые избушки, занесенные снегом, не являются центральным объектом композиции снимка, а лишь дополняют общую композицию сельского пейзажа.
Снимок 3. Сельский пейзаж
Представленные строения важны для композиционного решения снимка. Они во многом определяют характер пейзажа, определяют особое настроение. Если их исключить, то зритель не сможет оценить зимнюю картину небольшого фрагмента деревни.
Как и в первом случае, фотограф не решает задачи чисто репродукционного плана, а строит композицию как пейзаж настроения с присутствием архитектурных объектов.
Важно понимать, что работая над подобными архитектурными этюдами, фотограф получает большую свободу творчества. В таких работах редко встречаются центральные симметричные композиции. Границы кадра не отсекают лишнее пространство, так как в снимок включаются дополнительные элементы – фрагменты соседних строений, деревья, элементы дорожных сооружений и т. п., которые способствуют обогащению основной темы и более полной ее проработке.