Способность фотографа целостно видеть и уметь одновременно сравнивать все части изображения имеет огромное значение. Достигнуть этого без знания основных правил и законов просто невозможно. Основные законы композиции в фотографии фотограф должен знать и соблюдать в своих работах:
- закон целостности;
- закон типизации;
- закон контрастов;
- закон подчиненности всех средств композиции авторскому замыслу.
Закон целостности
В соответствии с законом целостности, восприятие композиции должно осуществляться как единого целого, в котором:
- ни одна часть целого не может быть изменена или изъята без ущерба для всей композиции;
- ни один дополнительный элемент не может быть введен в композицию без ущерба для нее.
Основной чертой закона целостности является неделимость композиции. Это означает, что невозможно композицию воспринимать как совокупность отдельных частей. Есть и другая черта закона, которая гласит, что части композиции должны быть взаимосвязаны и взаимосогласованы между собой.
Закон типизации
Данный закон имеет три основные черты:
- типичность характеров и обстоятельств, в которых происходит развитие действия;
- передача на фотографии движения, развитие действия во времени;
- новизна.
Само по себе искусство олицетворяет открытие окружающего мира художником, выражение чувств перед увиденным в привычной жизни, а не просто отражение действительности.
Закон контрастов и закон подчиненности
Выразительность композиции определяет один из основных законов – закон контрастов. Еще Леонардо Да Винчи в своем Трактате о живописи подчеркивал важность контрастов. Он приводил примеры контрастов различных величин, фактур, света и тени, теплых и холодных цветов, контрастов характеров и т. д.
Закон подчиненности всех закономерностей и композиционных средств общему замыслу обязывает фотографа создавать целое по восприятию, выразительное и идейно содержательное произведение. В соответствии с этим законом необходима организация произведения во всех частях и деталях.
Целостное восприятие действительности является главным принципом в изобразительном искусстве. Умение целостно видеть и передавать эту целостность на снимке является конечной целью фотографа как художника.
Работая над композицией кадра важно понять особенности восприятия отдельных частей в его плоскости. Условно можно поделить эту плоскость на четыре части:
- правый верх;
- левый верх;
- правый низ;
- левый низ.
Причем верх и них ассоциируются с небом и землей (обладают свойством весомости).
Фотографу следует помнить еще о том, что зритель воспринимает предметы в разных местах кадра по-разному.
Психологи в результате исследований восприятия выяснили, что самым активным по восприятию является верхний левый квадрат. Движение вправо от центра является стремлением к покою, к возвращению. Движение от центра влево является стремлением к удалению. Диагональ вниз из левого угла является нисходящей, а вверх из левого угла – восходящей.
Из геометрических фигур квадрат выступает как наиболее уравновешенная форма. Круг не имея ни начала, ни конца символизирует сосредоточенность, концентрацию. Равнобедренный треугольник, покоящийся на основании, имеет три равноценных движения, что характеризует его устойчивость.
Неустойчивость треугольника проявляется при выводе его из этого состояния. Высшей неустойчивостью треугольника является его расположение вершиной вниз.
Работая над композицией, фотограф должен соблюдать основные законы композиции в фотографии. Начинающим фотографам рекомендуется строить свои снимки по геометрическому подобию.
Чтобы развить эту способность рекомендуется на этапе обучения рассматривать композицию в качестве геометрической схемы, приучить себя к приемам визуального моделирования построения композиции.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!