Конструкция и композиция прошли достаточно долгий исторический путь. В разное время теоретики искусства по-разному подходили к определению этих понятий и их взаимной связи. Только к середине XX века искусствоведы пришли к единому мнению.
Теоретические подходы к определению конструкции и композиции
Первоначально в теории живописи выделяли два основных этапа создания произведения:
- художник размечает расположение объектов на холсте, устанавливает их связи друг с другом и с фоном;
- художник выполняет задуманное в красках.
Впервые различать конструкцию и композицию искусствоведы стали в 20-х годах XX века. К примеру Тарабукин считал, что композиция является
А на следующем этапе, более высоком, появляется конструкция, где
Таким образом, именно в конструкции создается органичность произведения с помощью красок.
Аналогичный подход разделял теоретик художественного искусства, художник и скульптор А. В. Бабичев. В отличие от них В. А. Фаворский конструкцию считал первичной – начертательной схемой, а композиция для него была вторична.
Конструкция и композиция в литературе
Совместно с искусствознанием, но независимо от него шло развитие литературоведения того времени. Литераторы в произведении выделяли:
- фабулу – события, между которыми прослеживались взаимные связи – общая схема (скелет) произведения;
- сюжет – более высокая форма организации литературного произведения.
Если фабулу можно легко пересказать и при этом дать характеристику персонажам, то с сюжетом все гораздо сложнее. Автор в сюжете располагает события окончательно и в определенной последовательности, вводит отступления, но самое главное – на этом уровне уже присутствует авторский стиль речи.
Сопоставив фабулу и сюжет с конструкцией и композицией, мы четко ощутим их абсолютную тождественность. Какой бы термином не определяли теоретики второй уровень в живописи, его суть остается неизменной – придать динамику стилевым массам, используя линии, цвет, тон и колорит. С помощью этих средств художник добивается соответствия изображенных предметов друг другу в произведении.
Конструкция и композиция в фотографии
Аналогичная ситуация происходит в фотографии. Здесь также присутствуют два уровня. К примеру, А. Вартанов выделяет в снимке:
- что снято в кадре;
- авторский стиль, интонацию повествования.
Авторский стиль проявляется в характерном использовании стилевых масс, присущих фотографии. В отличие от живописца, фотографу труднее динамизировать эти структуры.
При помощи видоискателя фотоаппарата фотограф располагает предметы в кадре, т. е. создает общую схему. Но линейные структуры будущего снимка определяет не только фотограф. Они зависят и от технических средств, например, от оптики, которая оказывает влияние на соотношения перспективы.
Поэтому техника не только позволяет зафиксировать реальность, но и оказывает влияние на общий стилевой уровень снимка в целом. Отсюда следует, что фотограф должен полностью контролировать и саму физику процесса создания фотографии.
Подход искусствоведов 20-х гг. XX века, ставивших конструкцию во главу угла, не прижился. Поэтому сегодня композиция играет главенствующую роль практически во всех видах искусства, в том числе и в фотографии.
Знание основ конструкции и композиции, их законов, а также умение из применять на практике открывает перед фотографом практически неограниченные возможности для творчества.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!